Анахата-чакра и ее значение

Сердечная чакра анахата

Лотос АнахатаО ком вы заботитесь? Кого вы любите? Кто любит вас? Ответы на эти вопросы вы знаете с той определенностью, которая не требует никаких доказательств. Просто сердце знает. Не удивительно, что многие культуры отождествляли место пребывание души с сердцем. Сейчас мы, похоже, утратили связь с сердечным знанием. Нас озадачивает таинственное, и мы пугаемся разговора с душой. И действительно, ведь мы ценим холодную рассудочность интеллекта. Мы страшимся знания сердца. Оно не признает логики. Духовные традиции всего мира хранили, каждая по-своему, огонь сердца, не давая ему угаснуть. Даже если сама духовная практика не дотягивает до идеала, идеал все равно остается. Христианство воспринимается как проповедование любви к миру. Буддизм основывается на проявлении сострадания. Сердце выводит нас за пределы собственного «я» к постижению всеобщей сопричастности. Оно выводит нас за рамки рассудочности, которой неведома любовь.

Мы можем прозреть духовное сердце, знакомясь с представлениями, связанными с сердечной чакрой. Сердечный психофизический центр, анахата-чакра, символизируется стихией воздуха. Ее представляют в образе газели, животного, которое прыгает, летя по воздуху. Мы не можем жить без воздуха, хотя и не видим его. Невидимость, однако, не делает его менее реальным. Мы погружены в стихию воздуха и постоянно находимся в состоянии динамического обмена с ним. Окружающий нас воздух нельзя присвоить, он принадлежит всем, в чем выражается символ всеобщей любви, сострадания в мире. Любовь дает знать о себе оказываемым воздействием, но при этом невидима. Анахата-чакра обладает некоторыми характерными для нее особенностями. Она содержит психический узел, известный как Вишну Грантхи (узел Вишну). Это указывает на то, что активные силы сердечной чакры пробуждаются лишь посредством расширения сознания. Лишь оно одно способно развязать узел. Буддизм признает данный факт и предлагает длительную практику по развитию сострадания. Хотя различную степень сострадания мы можем рассматривать как очередной отличающий людей признак, буддизм показывает, что сострадание может пробуждаться в нас через последовательно проходящие в самом сознании изменения.

Личную любовь легко объяснить и легко испытать, но любовь надличностная встречается редко. В ней нет непосредственной заинтересованности, она не ищет наград, ни на чем не настаивает, не требует ничего взамен. Все же мы инстинктивно признаем ее, когда видим ее проявление в жизни истинно великих людей. Личная любовь ведет нас к пониманию такой любви, но между этими различными проявлениями любви зияет пропасть. Традиция каббалы также признает, сколь трудно бывает открыть сердце. Чтобы пробудить его, мы должны преодолеть пропасть, разверстую в нас самих, представленную на Древе жизни в виде покрывала Парокет.

Иными словами, нам не прорваться к сердцу, не совершив великий переход от индивидуального, личного к универсальному, всеобщему. Невыразимо трудно дается этот прорыв от личной к надличностной и всеобщей любви. У большинства из нас силы сердца долго дремлют. В отличие от других чакр, анахата-чакра предстает с дополнительным локусом, который описывается в виде красного лотоса с восьмью лепестками. Ее символизирует остров из драгоценностей с алтарем, который расположен вблизи большого дерева, калъпа, дарующего все, что вы пожелаете. Именно здесь посредством медитации изливается преданность к гуру или духовному наставнику. Этот малый локус представляет добродетель искренности, которую только и может принести изливаемая помимо себя преданность. Говорят, что когда активизируются силы анахата-чакры, могут исполниться все желания. Однако данный локус проявляет активность, если отсутствуют желания для себя. Как говорит Тибетец: «Не ищи ничего для обособленного «я». Переход от отождествления себя с малым собственным «я» к отождествлению с большим целым представляет собой основную заботу всех духовных традиций. Каждая традиция совершает подобный переход в соответствии со своими представлениями. Христианство представляет Христа в качестве образца всеобщей любви, который ничего не искал для обособленного «я». Буддизм предлагает длительный процесс перехода посредством медитации. Многие изменения происходят там, где практикуется отношение наставник — ученик.