Читта, бодхичитта и самоосознание

Свет сознания

Читта, бодхичита и поиск сознания Мы движимы желанием открыть для себя ум и продолжаем искать его, почти исключительно обращаясь к мозгу и его работе. Эксперимент и исследование являются и сейчас излюбленными инструментами для проникновения в сознание. Лишь сознание способно исследовать само себя, даже если оно рядится в одежды эмпирического изыскания. Восточная духовность представляет совершенно иную парадигму, иной подход. Сознание исследовалось посредством многовекового наблюдения за ним, взаимодействия, диалога с ним и участия в его работе. Используя восточную модель, сознание описывают посредством понятия читта.

Глагол читта означает воспринимать, замечать, знать, понимать, стремиться, желать и напоминать. Как существительное читта означает эмоцию, интеллект, чувство, установку, представление, сердце, душу и Брахмана. Сознание можно взращивать посредством культивирования, наблюдения, постепенного совершенствования и развития бесстрастности и отрешенности. Чинта относится к взволнованным или тревожным мыслям, а чинтана означает взвешенное мышление; оба слова представляют одну из граней читты. Сознание описывается через его действия. Оно не сводится к предмету, который однажды нам посчастливится отыскать, наподобие иглы во вселенском стоге.

Путь к пробуждению сознания

Когда мы замечаем, воспринимаем, знаем, понимаем, стремимся, желаем и даже напоминаем самим себе, мы прибегаем к сознанию. Ощущая эмоции или пользуясь интеллектом, мы задействуем сознание. Если мы движимы идеей или сердцем, значит, проявляет свою активность внутри нас читта. В момент занятий поиском души и божественного читта бодрствует. Когда мы познаем, что являемся частью целого, то постигаем бодхичитту, пробужденное сознание. Если мы деятельно стремимся культивировать читту, мы осуществляем постепенное усовершенствование сознания посредством развития в нем наблюдательности и беспристрастности. Такое определение дает большие возможности для понимания смысла жизни. Оно непосредственно помещает сознание в гущу человеческих дел, а не в лабораторию. Кроме того, читта, местопребывание интеллекта, является индивидуальной копией для махат, универсального сознания.

В храмах Индии обычно наряду с каменным изваянием находится и соответствующий ему бронзовый образ. Бронзовую фигуру выносят для участия в процессии. Она представляет личное или индивидуальное «я». Каменное изваяние все время неподвижно и олицетворяет собой универсальность души. Западная наука ничего не может сказать о всеобщем сознании. Востоку же есть много что поведать. Кстати, в скандинавской мифологии индивидуальное «Я» олицетворяет руна Манназ.

В наше время поиск сознания остается столь же мучительным, как и прежде. И Запад и Восток подходили к одной и той же «заповедной территории» с различных позиций. Запад в качестве своего обычного средства избрал эмпирические изыскания и стремится исследовать сознание извне. Восток изучает сознание изнутри, непосредственно воздействуя на него. На Западе отсутствует общепринятая метафизическая концепция сознания. Подобные модели принадлежат исключительно к области мистического и никогда не рассматривались ведущей научной мыслью.