Достижение просветления сознания

В начале пути к просветлению

Просветление сознанияМы никогда не должны ограничивать опыт просветления сознания с выработкой некой предписывающей модели. Каждый прорыв к просветлению совершенно уникален своей собственной движущей силой и динамикой. Те, кто более всего были подготовлены к переживанию подобного опыта, одновременно были наиболее сдержанны в его представлении, ибо личное описание было бы превращено непросветленными в непререкаемую догму.

Поэтому сохранилось сравнительно мало рассказов, к которым мы можем обратиться в качестве отправных точек. И это не случайно. Не смотрите на историю как на некую модель, просто верьте, что подобное может произойти и с вами, если это то, чего вы хотите. Хотя мы не можем каким-то образом ограничить природу опыта, мы можем лишь сказать, что подобный драматический прорыв к просветлению сознания требует подготовки, если мы не хотим быть полностью раздавлены грандиозностью самого этого момента. Буддизм делал ударение на развитии особых качеств. Уравновешенность, помощь другим, доверие, дружелюбие и сострадание — все это служит подготовке ума к постижению того, что воспринимаемые им иные и собственное «я» — суть одно и то же. Путь в буддизме традиционно начинается с подтверждения самоотречения. Буддийское самоотречение приняло особую форму, которая, возможно, не везде приложима, однако ясно, что если мы собираемся двигаться в направлении Духовного Свидетеля, то нам необходимо добровольно отречься от желаний Робота. Подобная подготовка служит утверждению истинно человеческой природы опыта просветления сознания. Подобный прорыв творит не каких-то непонятных, отрешенных людей, а превосходящие человеческие личности. Когда Далай-ламу спросили. «Как обычный человек может знать, что вы живой будда?», тот ответил: «Будда это тот, кто добр ко всем. Будда не тот, чье поведение необычно, у кого сверхъестественные силы или кто надменен».

Прорыв к просветлению сознания

Я приветствую будду внутри вас. Вы, возможно, не осознаете это, возможно, даже никогда и не подозревали об этом — что вы будда, что никто не может быть кем-то иным, что это самая суть вашего существа, что это не нечто, должное свершиться в будущем, что это уже свершилось. Ошо. Сутра сердца. При встрече буддисты обмениваются приветствиями, складывая руки вместе подобно цветку лотоса, совершая сосредоточенный поклон, делая вдох и молча повторяя слова: «Лотос для вас, дабы стать буддой». В этом прекрасном приветствии мы находим глубокую признательность тому, что семена просветленного сознания уже заложены в нас, и значит, Будда присутствует в каждом из нас. Главное в том, как мы смотрим на самих себя. Наше собственное представление о самих себе важно для становления той личности, которой мы хотим стать. Низкая самооценка рождает чувство неполноценности. Высокая самооценка приводит к самоуважению. Какая самооценка способна превзойти божественное? Отождествление самих себя с высшим и вечным является не самонадеянностью, а глубоким духовным самоутверждением.

Просветленное сознание будды

Когда мы смотрим на священные изображения как на недоступные для нас образцы, мы устанавливаем непреодолимую преграду между человеческим и божественным. Когда Будда возводится на пьедестал, то становится невозможным жить подобно Будде. Когда Иисусу Христу поклоняются только издали, невозможно обрести Христа внутри себя. В тантрическом буддизме особое внимание уделяется выработке такого качества, как божественная гордость, которая вовсе не схожа с болезненной гордыней, а выражает полное отождествление с неразрушимым. Нам, по собственной воле приступившим к поискам «я», то есть самих себя, не сделать этого, если будем умалять сам предмет поиска. Нам не следует руководствоваться здравомыслием, поскольку здравый смысл никуда нас не приведет. Давайте помнить о многомерности предмета нашего поиска, что дает нам безграничные возможности. Геше Рабтен напоминает нам, что «я» проявляется в двух формах бытия: обычной и конечной, предельной.

Если мы признаем ограниченность наших обычных средств выражения, то тогда обратим свои взоры на безграничные возможности конечной, предельной реальности. Постараемся увидеть в ней самое лучшее: любовь, мудрость и сострадание. Назовем ее так, чтобы она вдохновляла нас на пути к просветлению сознания. Прислушаемся вновь к словам Ошо: «Пусть вашему сердцу откроется, что вы будда. Знаю, что подобное выглядит, пожалуй, самонадеянно и кажется довольно сомнительным; вы не можете всецело этому поверить, что вполне естественно. Я понимаю вас, но пусть заронится в сердце подобная мысль». Экзотерический путь религии утверждает свои собственные нормы и направляет нас к своим основателям как учителям и образцам для подражания. Эзотерический духовный путь ведет нас к полному слиянию с бытием.

Упражнение «Божественное семя»

Как вы видите самих себя? Когда мы растем, семья и друзья приклеивают нам много ярлыков. Некоторые поддерживают нас, иные сказываются неблагоприятно. Вместо принятия ярлыков от других выберите свои собственные, и пусть они олицетворяют самое высшее, что вы можете себе представить. Возьмите вполне определенный божественный образ наиболее близкой вам духовной традиции. Если возможно, поместите перед собой его изображение. Медитируйте на всем, что он символизирует. Визуализируйте сам образ довольно отчетливо в своем уме, затем переместите его в сердечный центр. Пусть этот образ все уменьшается, пока не превратится в крохотное семя света. Дайте ему место в своем сердце, чтобы семя там укоренилось.