Медитация часто мыслится как путешествие через перемены в себе. Хотя сама идея звучит вполне современно, она далеко не нова. Традиционная тибетская серия картинок показывает нам этапы пути от внутреннего разброда к успокоению, от умственной неразберихи к ясности ума, от дикого разгула страстей к осознанности. Это так называемый «царственный путь», который ведет нас к месту внутреннего просвещения, где способно расцвести истинное знание. Это путешествие описывается как «девять этапов умственного успокоения». Хотя подобный образ имеет тибетское происхождение, в нем нашел отражение универсальный процесс.
На всем протяжении пути природу разума символизирует слон. В начале пути ясность ума наиболее ограничена, слон предстает диким и неукрощенным — он опасен. Требуется обучение, чтобы животное могло служить своему хозяину. По мере путешествия слон меняет свой цвет от черного до белого. Черный цвет символизирует исходные препятствия в достижении контроля над умом. Это так называемые отвлечения, известные в тибетской традиции как поглощенность собой и возбуждаемость. Но мы можем мыслить их как сумму всех отвлечений и проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, когда мы впервые пытаемся сосредоточиться на выбранном предмете.
Девять этапов умственного успокоения
Мы также видим рядом с дорогой кривляющуюся обезьяну. Обезьяна символизирует все внешние отвлечения и отговорки, которыми мы оправдываемся за нестойкость в медитации. Мы также видим пять предметов, представляющих отвлечения, вызываемые миром ощущений. Зеркало символизирует отвлечения формы. Кимвалы представляют отвлечения звука, корзина с фруктами указывает на отвлечения вкуса. Раковина с содержащимися в ней духами представляет отвлечения обоняния, кусок ткани указывает на осязание. Мы также видим языки пламени, которое символизирует энергию и усилия, требуемые на различных этапах путешествия. Вначале языки пламени большие, но постепенно они становятся все меньше и наконец исчезают. Все эти изображения показывают процесс преодоления трудностей и разочарований, встречающихся на пути тех, кто пытается овладеть своим умом. Рассмотрим детально этапы достижения ясности ума:
- Начальное (внутреннее) сосредоточение. На первом изображении человек преследует слона. Он держит в руке символизирующее бдительность стрекало, острую палку, для того чтобы погонять скот. Здесь представлена первая попытка управлять умом. Человек гонится за слоном, которого ведет обезьяна. Оба, и обезьяна, и слон, окрашены в черный цвет. Человек преследует добычу, размахивая стрекалом, но он слишком далеко, чтобы даже дотронуться до зверя. На данном этапе отсутствует внимательность и доминируют внешние отвлечения. Требуется огромное усилие, чтобы сосредоточиться на выбранном предмете даже на короткое время. Неясный ум сразу же отвлекается, и, чтобы вернуть его к предмету поисков, необходимо сознательное усилие. На этом этапе царит туман в голове, который часто побуждает ко сну вместо медитации.
- Растущее сосредоточение. Веревка в руках человека символизирует силу вспоминания. В образах слона и обезьяны произошли некоторые незначительные изменения. На бывших до этого полностью черными животных появились небольшие белые пятна. (Слон и обезьяна постепенно белеют, начиная с головы.) Однако человек все еще не поймал слона. Языки пламени остаются большими, и слон по-прежнему дикий.
- Покойное сосредоточение. На этом этапе человеку наконец-то удалось заарканить слона. Голова слона, теперь уже полностью побелевшая, обращена к человеку, и сам слон выглядит более смирным. Однако теперь на своей спине он несет белого зайца. Заяц символизирует два особых вида отвлечения: грубую и тонкую умственную поглощенность. Иными словами, обретена некоторая степень сосредоточенности, но ясность ума все еще готова исчезнуть при первом удобном случае.
- Твердое сосредоточение. На четвертом этапе бдительность оказывается более важной, чем вспоминание. Хотя человек держит слона на привязи, он готов прибегнуть к стрекалу. Это означает, что человек осознает, когда у него ослабевает концентрация внимания, и способен поправить ситуацию. Слон становится все более белым, что говорит о происходящих в нем переменах.
- Уверенность. На пятом этапе возбудимость уже не в состоянии отвлекать. Ясный ум взял под контроль мысли. Впервые обезьяна оказалась позади слона. Слон продолжает белеть.
- Успокоение. Теперь человек идет впереди слона и обезьяны. Он ведет за собой животных и всем видом показывает, кто здесь хозяин. Слон наполовину белый, а пламя по сторонам дороги значительно поубавилось.
- Полное успокоение. Человек стоит между обезьяной и слоном, и оба создания кажутся послушными. Человек оставил и веревку, и стрекало. Обезьяна побелела. На слоне осталось не так уж много черного цвета.
- Одноточечное сосредоточение. На данном этапе обезьяны уже нет. Впервые слон стал весь белый. Он следует за человеком и, похоже, укрощен.
- Полное сосредоточение. Наконец, на девятом этапе, слон и человек лежат рядом в полном согласии друг с другом. Затем показано, как человек едет верхом на слоне. На последнем изображении слон и человек вместе возвращаются той дорогой, которой они пришли. Человек держит в руке факел, а языки пламени на заднем плане представляют вновь обретенную энергию. Мы также видим человека, парящего над последним поворотом пути. Это образ избавления и освобождения, в противоположность неистовой деятельности в начале путешествия.
Шесть поворотов пути представляют шесть духовных сил: слушание (внимание), размышление (воля), вспоминание (память), бдительность (осознание), радостное усилие (энергия) и осведомленность (проницательность). Здесь подчеркивается, что этапы становления пробужденного сознания очень схожи с этапами, ведущими нас к пробуждению каждое утро, от момента, когда мы слышим звон будильника, до осведомленности в том, что заложено в нашем утреннем распорядке. Шесть поворотов пути выражают следующие свойства:
- Слушание. Как внимательно вы слушаете? К чему вы прислушиваетесь?
- Размышление. О чем вы размышляете? Какова цель ваших размышлений?
- Вспоминание. Проводите ли вы некоторое время, вспоминая свои мысли и идеи? Проходит ли что-то красной нитью через все ваши слова, дела и поступки?
- Бдительность. Насколько вы бдительны в любое время дня?
- Радостное усилие. Радостны или мучительны ваши усилия, с готовностью или неохотой вы прикладываете их?
- Осведомленность. Знаете ли вы о состоянии ума?
[price_list id=4]