Фигуры Хладни и эксперименты со звуком

Узоры вибраций

Фигуры хладни и эксперименты со звукомИдея творящего звука давно предшествовала нашему научному современному пониманию. Нам известно, что звук представляет собой колебание, вибрацию. Часто цитируемый труд немецкого физика Эрнста Хладни (1756—1827) дает образец удивительного проникновения во взаимосвязь звука и формы. Он экспериментально установил принципы акустики. Хладни обнаружил тесную связь между колебанием и образом.

В его экспериментах песок, рассыпанный на металлических пластинах, реагировал на воздействия скрипичного смычка. Когда смычком ударяли по металлу, на песке возникали узоры. Эти пластины с узорами были названы фигурами Хладни. Его работу продолжили другие, в частности Ганс Дженни, разработавший методы, которые позволяли достичь большей точности и давали возможность проводить измерения. Он экспериментировал с различными веществами, включая жидкости, краски, глицерин, порошки и гели. Каждая среда создавала образы в ответ на колебания. Начиналось движение, вырисовывались узоры, и затем возникала симметрия. Метаморфозы фигур Хладни постоянно происходили при изменении тона и высоты звука. С увеличением высоты звука образы усложнялись. Под воздействием колебаний тонкие узоры появлялись на водяной пленке. Равномерные решетчатые формы возникали в слоях глицерина. Все более усложняющиеся эксперименты с металлическими пластинами и пьезоэлектрическими колебаниями позволили обнаружить схожие с мандалами образы, которые содержали центральную точку с круговыми формами.

С созданием нового прибора, который Дженни назвал тоноскопом, стало возможным наблюдать непосредственное воздействие человеческого голоса. Электрический вариант прибора даже переводил музыку в форму, делая возможным визуальное восприятие музыки Моцарта и Баха в виде непрерывного движения образов. Посредством тоноскопа вибрации человеческого голоса через диафрагму посылались к различным датчикам. На фигурах Хладни можно было увидеть воздействие мелодии, непрерывного разговора, дыхания, отдельного звука или слова. Когда тоноскоп использовался среди больных, страдающих расстройствами речи, было заметно явное различие между чистым звуком и невнятным. Визуальная обратная связь дала хорошие результаты при коррекции произношения. Помимо оказания лечебного воздействия, тоноскоп подтверждает одну старую мысль: определенные звуки при правильном их звучании обладают особыми вибрационными качествами.

Творящий звук

Удивительно, как часто звук играет определяющую роль в мифах о творении. Довольно показательна история о творении мира у пауни (пони) : «Четыре стихии запели во славу деревьев и трав, поднялась вторая великая буря, сделавшая землю зеленой, покрытой растущими деревьями и травами. В третий раз запели они, и водный поток, излитый бурей, наполнил реки и стремнины и заставил их течь. С четвертым пением раскрылись и проросли семена».

В манере сказочного повествования К. С. Льюис представляет появление Аслана, космического певца, который своим пением творит мир : «Далеко-далеко послышалось пение. Трудно было понять, где это, — казалось, пение идет со всех сторон, даже снизу. Слов не было. Не было и мелодии. Был просто звук, невыразимо прекрасный… И тут случилось два чуда сразу. Во-первых, голосу стало вторить несметное множество других голосов — уже не густых, а звонких, серебристых, высоких. Во-вторых, темноту испещрили бесчисленные звезды. Они появились не постепенно, а вдруг: тысячи звезд, созвездий и планет, несравненно более ярких и крупных, чем в нашем мире. Если бы чудеса эти случились при вас, вы, как Дигори, подумали бы, что поют звезды и что к жизни их вызвал Тот, Кто запел первым».

Нам знакомы слова из Библии: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).