Как научится жить в настоящем моменте?

Медитация «Здесь и сейчас»

Жизнь в настоящем моментеВ своей обыденной, повседневной жизни со­средоточивайтесь как раз на настоящем моменте. Это простая идея. В нее трудно поверить, если мы упускаем настоящий момент и обращаемся в воображаемое будущее или сентиментальное про­шлое. Понаблюдайте за собой короткое время и посмотрите, как быстро ваш ум постарается ус­кользнуть из настоящего, затем вернитесь обрат­но в настоящий момент.

Джон Кабат-Цинн, врач, пишущий простым сло­гом о буддизме и его месте в современной жизни, разделяет принципы буддизма. Он советует:

«Старайтесь использовать обыденные, случаю­щиеся постоянно в вашей собственной семье си­туации как возможность для выработки внима­тельности. Следуя к входной двери, отвечая по телефону, ища, с кем бы поговорить дома, идя в ванную, вынимая белье из сушилки, направля­ясь к холодильнику, вы можете сбросить темп жизни, успокоиться и более тесно соприкоснуть­ся с каждым настоящим моментом времени».

Почему бы не последовать его совету. Принесите сознательную медитацию в прихожую и на кухню, да что там — наполните ею весь свой дом! Живите в настоящем моменте!

С проявления внимательности в повседневной жизни начинается процесс преображения самого образа жизни. Ежедневная внимательность при­водит к выработке непосредственной осознаннос­ти собственных действий, но помимо этого ежед­невная внимательность служит и более глубокой цели. Наше психическое здоровье существенно зави­сит от того, как мы справляемся с обыденными ситуациями, обстоятельствами и жизненными коллизиями. Если мы затаиваем обиду, действительную либо мнимую, при каждой встрече с другом или недругом, союзником или врагом, мы взваливаем на себя тяжкую ношу в виде мучительных воспо­минаний, скрытого бессилия, тайных страхов или подавленной злобы. Все они, подобно свинцо­вым гирям, висят на нас и мешают пойти на­встречу течению жизни. Мы также слишком за­няты тем, чтобы любым способом оградить себя от повторных ударов по самолюбию.

Внимательность позволяет нам смотреть на все взаимоотношения ясным, но непредвзятым взгля­дом, и мы тогда способны понять внутреннюю подоплеку каждой ситуации, какой бы она ни была. Мы оказываемся способны увидеть то, как за­рождается у нас злоба, выявить старые обиды и возможные болевые точки. Внимательное осозна­ние очищает жизнь в настоящий момент времени. Мы не мо­жем изменить прошлое и приобретенный нами груз воспоминаний, но нам не следует взваливать на себя больше никакого груза эмоций. Лама Го­винда верно говорит:

«Если мы позволим своему так и не усвоенно­му прошлому осесть в нашем подсознании, это прошлое становится питательной средой для неуправляемых — поскольку они бессознатель­ны — побуждений и импульсов. Лишь те вещи, что мы полностью поняли и сознательно постиг­ли, можно подчинить себе, и тем самым изба­виться от их власти. Методы целительства, ис­пользуемые современной психотерапией, как и большинством древних медитативных практик, основываются на данном принципе.» 

Воспитайте себя

Даже когда вы живете в настоящем моменте вы так же связаны с человеческими отно­шениями, семьей, друзьями. Немногие согласят­ся пожертвовать ими ради монашеской жизни. Семейная жизнь со всеми ее перепадами пред­ставляет то место, где осмысленность, т. е. вни­мательность, осознанность, может сослужить нам хорошую службу. Здесь постоянно нужно заниматься ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей. Осмыс­ленность всегда требуется во взаимоотношениях, если мы, конечно, хотим достичь чуткости и по­нимания. Можно было бы показать, что как раз в семейной жизни и обыденных обстоятельствах проверяется в действии наша способность быть внимательными. Немало занятых матерей выбра­ли бы охотно на короткое время монашеское уединение. Возможно, до тех пор, пока, наконец, отпадет необходимость совершать постоянный ри­туал укладывания детей спать!

Воспитание детей это так же воспитание себя! Во многих случаях внимательность оказывает­ся выражением любви и заботы, проявляемой ро­дителями к детям в обыденных обстоятельствах. Кристин Фелдман, мать двоих детей и соучреди­тель медитативного реабилитационного центра в Девоне, говорит о том, что знает каждый роди­тель: «Воспитание ребенка испытывает вас на всех уровнях вашего бытия. Все, что важно в ме­дитативной практике — терпение, снисходитель­ность, позволение, сострадание, надежность и уравновешенность, — в той же мере важно и в воспитании. Дети дают возможность развивать, питать и укреплять эти качества непосредствен­ным и активным образом». Родители стараются вникать в потребности детей, даже подспудные, невысказанные, вслушиваться в то, что выража­ется как словом, так и поведением, понимать нужды растущего организма и проявлять чут­кость и любовь. Если такого рода потребностями необдуманно пренебрегают, все это приведет лишь к несчастью. Так что не представ­ляя осознавание как некую эзотерическую или тайную науку; вы уже проявляете вниматель­ность.