Как жить полной жизнью?

Настоящая жизнь

Как жить полной жизнью? Если вы живете полной жиз­нью каждый миг, вы будете по настоящему живы. Кто с этим может не согласиться? Медитация исходит из самых основ повседневной жизни. Там она растет и расцветает. Медитация целиком и полностью связана с повседневной жизнью, и, в свою очередь, повседневная жизнь меняется через медитацию. На мгновение отрешитесь от требова­ний своей повседневной жизни — взгляните на нее непредвзято. Как вы выполняете свои ежед­невные дела? Вы не замечаете времени или же хотите, чтобы каждый день проходил как можно быстрее? Представляется ли вам собственная по­вседневная жизнь бестолковой и однообразной? Осознанно ли вы ведете себя в жизни или, как сомнамбула, бредете от одного дня к другому?

Тхить Ньят Хань спрашивает нас: Живете ли вы полной жизнью? «Сколько дней проносится мимо, не оставив следа?» Лама Говинда также ука­зывает на важность восприятия повседневной жизни: «Привычка убивает интуицию, поскольку препятствует живому опыту, непосредственному восприятию». Чем вы занимались сегодня? Где вы были сегодня? Чем вы займетесь завтра? Опре­деляется ли ваша жизнь заведенным порядком, привычкой и предсказуемостью?

Не бойтесь признаться в этом, поскольку заве­денный порядок, постоянство и предсказуемость составляют существенную и важную часть жиз­ни. Разрушительно не постоянство образа жизни, а привычка мышления. Монашеская жизнь упо­рядочена и подчинена дисциплине. Парадоксаль­но, что такая регламентированная жизнь и дару­ет свободу. Что вы заметили сегодня? Необычен ли этот день или похож на все остальные? Каж­дый ли день представляется вам на одно лицо? Даже короткое спокойное размышление покажет вам, что дни не могут походить друг на друга. Что вы отметили в своей манере трудиться? Что привлекло ваше внимание в сегодняшней работе? Что поразило дома?

Будьте завтра внимательны, не упустите удоб­ный случай, и вы найдете что-то новое. Возьмите медитацию в свою обыденную, повседневную жизнь. Возьмите ее с собой, когда гуляете, зани­маетесь покупками или навещаете друга. Медита­ция не ограничивается сидячим положением в со­зерцательной позе. Ее нужно начать осваивать таким образом, но со временем она станет частью повседневной жизни. Через нее вы начинаете смотреть на свою жизнь и на мир открытыми гла­зами. А если ваши глаза открыты, вы будете идти по течению жизни, чутко реагируя на все проис­ходящее так что вскоре вы сможете жить полной жизнью

Осознанность и внимательность

Простые слова Тхить Ньят Ханя возвращают нас к непосредственности каждого момента жизни:

«Если я не способен с радостью мыть посуду, если я хочу побыстрее с нею покончить, чтобы можно было пойти выпить чашку чая, то я так­же буду не способен с радостью пить сам чай. С чашкой в руках я буду думать о том, что делать дальше, и вкус и аромат чая вместе с удоволь­ствием самого питья будут забыты. Я всегда буду томиться будущим и никогда не сумею жить настоящим моментом».

Наши жизни, конечно, весьма не похожи, но мы все, возможно, до сих пор руководствуемся одной и той же простой философией. Нам трудно жить полной жизнью, пребывать в настоящем моменте. Как часто мы в своих мыслях уносимся из настоящего в будущее, где ждут нас планы, или же в прошлое, снова и снова проигрывая в своем уме состоявшиеся беседы и встречи. Тхить Ньят Ханю знакомы затруднения западного образа жизни: «Вы, пожалуй, спросите, как можно вырабатывать внимательность, моя по­суду, переплетая книги или работая на заводе или в конторе. Я полагаю, что вы сами должны найти ответ». Он ненавязчиво напоминает нам об осмыс­ленной жизни: «Делайте все от вас зависящее, что­бы сохранить в себе свет осознанности, сияющий внутри вас». Сама проблема, естественно, возникла раньше.

Есть классическая дзэнская история, зат­рагивающая эту тему. Один монах поинтересовал­ся у наставника: «Вы продолжаете заниматься ду­ховным воспитанием?» — «Постоянно занимаюсь этим». — «Каким же образом?» — «Когда подно­сят рис, я ем; когда подступает усталость, я засы­паю», — ответил тот. «Все так поступают. Получа­ется, что все занимаются духовным воспитанием, подобно вам!» — «Не совсем». — «Почему?» — «Когда приходит время трапезы, они не просто едят; их тяготят разные мысли. Когда наступает час для сна, они не засыпают; их заботят бесчис­ленные поиски выгоды». Тхить Ньят Хань постиг истину поведанного выше: «Я научился сохранять внимательность в процессе всякого рода занятий — прополке сада, сгребании листьев возле пруда, мы­тье посуды на кухне».

В том же духе высказывался и Рабби Нахман:

«Человеческий мир состоит исключительно из того, что он представляет в данный день и час. Завтра это будет совершенно иной мир». Он также замечал, что «вчера и завтра не суще­ствует». Мысль везде одна и та же, не важно, кто ее автор. Смысл совершенно ясен, незави­симо от слов, его выражающих. Бодрствуйте каждый момент своей жизни. Вот непосред­ственный смысл высказанной мысли. А мы так жаждем услышать мудреную философию и уз­нать великую тайну. Но насколько простым может обернуться нечто очень важное!