Космический танец как медитация

Священный танец жизни

Космический танецЛюди танцуют с незапамятных времен. Отпе­чатки переступающих ног были найдены в пеще­рах неолита, когда групповой танец, вероятно, со­вершали в период празднеств, побед или траура. Движение тесно связано с человеческими эмоция­ми. Танец естественным образом подходит для вы­ражения самых глубоких переживаний; красноре­чие тела заключается в движении, походки — в ритме и последовательности шагов. Это универ­сальный несловесный язык, который говорит че­рез красноречие общепонятного символа.

Танец является древней сакральной формой выражения. В Древнем Египте Хатор (Хатхор) была богиней музыки и танца. Ее жрицы совершали священный танец, чтобы выразить божественную красоту и гармонию. Космический танец был способен привес­ти участников и верующих в состояние экстатического блаженства. В индийских храмах танцов­щики изображали деяния богов посредством жеста и движения. На острове Бали танец служил при­ношением в храмах. Великие традиции священно­го танца пришли в упадок. Но в нас осталось же­лание восстановить, оживить и обновить их, ибо дух танца никогда не умирает.

На заре XX века, когда господствовал материа­лизм и формализм, раскрепощенная Айседора Дункан переосмыслила само сценическое движение; ее манера танца стала действительно револю­ционной. Она была вдохновлена античным насле­дием Греции и танцевала босиком в хитоне. Дун­кан выражала свободу человеческого духа через спонтанное и грациозное движение. Она оказа­лась единственной; с ее уходом бурный, но крат­кий роман с танцем духа закончился. Прошло время, и другие обратили взоры к духовной сто­роне танца. Рудольф Штейнер, чье духовное ви­дение охватывало каждый аспект мирской жиз­ни, от органического ведения сельского хозяйства до воспитания, также усматривал духовное в танце. Он создал новый подход к движению, на­званный им эвритмией. Здесь сочетались движе­ние и жест с синхронно звучащим словом, где каждый звук соответствует определенному дви­жению. Движения эвритмии мягки и плавны, спокойны и выразительны. Он писал: «Человек является формой, проистекающей из движения. Эвритмия — это продолжение божественного дви­жения, божественной формы в человеке. Посред­ством эвритмии человек приближается к боже­ственному».

Космические танцы дервишей

Еще раньше произошло возрождение кругового танца как духовного выражения человеческих ус­тремлений. Круг является естественным симво­лом. Круговой танец легко становится отражени­ем годового цикла, знака зодиака или просто ка­кого-то общего события. Когда мы танцуем взяв­шись за руки, мы также очерчиваем магический круг и создаем общее священное место. Подобно тому, как круг выражает человеческое взаимо- деиствие и взаимопонимание, вращение похоже, преследует ту же цель. Дети часто вращаются и кружатся в играх на детских площадках, пока не зайдутся от смеха. Поскольку Земля вращается вокруг своей оси, вращение является символичес­ким движением.

Суфий Джалаледдин Руми (1207—1273) осно­вал «Орден вертящихся дервишей». Вращающий­ся танец представляет собой двигательную медита­цию. Танцор выбирает ряд внутренних образов, связующих космическое с мирским, индивида с Творением. Такой космический танец выражает единство жизни через единство мысли и действия. Правая рука танцую­щего обращена вверх для получения божественной благодати. Левая рука направлена вниз для пере­дачи живого присутствия миру. Любопытно, что этот танец был запрещен, хотя ныне разрешено исполнять его для туристов; священное обмирща­ется и выставляется на продажу.

Ошо пишет, что «вращение представ­ляет собой одну из самых древних, одну из самых мощных техник. Космический танец столь глубок, что даже единственный опыт может сделать вас совершен­но иным». Он дает практические советы по вы­полнению вращения. Но самый лучший настав­ник — это, пожалуй, опыт. Следуя наставлениям Ошо, выберите динамичную музыку для подъема духа и приступайте к вращению.

Начинайте, скрестив руки на груди, и не забы­вайте вернуться в это положение, если почувству­ете головокружение. Вращайтесь на левой ноге, используя правую для поворота тела. Ваша левая нога подобна якорю. Вращение совершается на носках, против часовой стрелки. Правая рука под­нята ладонью вверх, а левая опущена ладонью вниз. Глаза оставьте открытыми, но не сосредото­ченными, пусть образы расплываются. Ошо сове­тует вращаться медленно первые пятнадцать ми­нут. Посмотрите, как действует на вас вращение. Если вы сумеете увеличить скорость, то увидите, как трудно сохранять прямое положение. Когда начнете терять равновесие, можете упасть. Не со­противляйтесь. Если вы вращаетесь в течение часа, постепенно снижайте скорость на протяже­нии десяти минут или дольше. Если вы упали, пе­реходите к другому виду медитации. Поворачи­вайтесь лицом вниз и ощущайте, как сливаетесь с землей. Расслабьтесь и полежите неподвижно по меньшей мере пятнадцать минут.

Свободный танец Айседоры Дункан, язык танца Рудольфа Штейнера и вращающаяся меди­тация Руми — выражение нашей способности объединить духовное с материальным и привести в согласие ум, тело и дух посредством всепрони­кающего сознания, что и является деятельным путем. Пусть вас не смущают условности, нельзя сдер­жать движение или музыку. Просто танцуйте.