Мантры для медитации

Значение мантр

Значение мантр для медитацииДетектор колебаний, соединяя звук и форму, делает невидимое зримым. Он показывает нам то, что мы слышим. И должен открыть наши глаза на безграничные возможности звука, как целебные, так и разрушительные, в мире, в котором мы живем. Озвученные слова или предложения известны сегодня как мантры.

Древние египтяне именовали подобные слова хекау, что означало «повелевающие слова». Существуют самые различные мантры для медитации, от простых слогов до слов и значащих фраз, и каждая действует одновременно более чем на одном уровне. Можно перевести смысл мантры, но это дает лишь умозрительное понимание. А мантра есть нечто большее, как ясно показал нам тоноскоп. Ведь при озвучивании мантры происходит что-то, выходящее за пределы нашего рассудочного понимания. Один из секретов мантры заключается в ее правильном произношении, которое передается от наставника к ученику; им невозможно овладеть посредством печатного слова. Тоноскоп убеждает в этом. Мы не только видим вибрационное воздействие гласных, принимающее видимые формы, но и наблюдаем поразительное подтверждение старой истины, когда правильно произносимая мантра для медитации ОМ создает образ Шри-янтры как своего зрительного аналога. Универсальная мантра, звук вечности, творит Вселенную.

Медитация на мантре есть нечто значительно большее, чем просто повторение слова или фразы. Ее сила выходит далеко за пределы буквального смысла. Хотя чаще всего мантра довольно кратка, это не должно вводить нас в заблуждение, что и строение ее тоже простое. Ведь всякое семя неизменно мало, но оно может дать жизнь могучему дубу. Подобно любому иному виду медитации, мантра служит ключом, ведущим внутрь психики, и к ней невозможно подступиться без предварительной подготовки. Без сознательного участия с нашей стороны мантры для медитации сводятся к бессмысленному сотрясанию воздуха. Бессмысленно повторять мантру — значит производить шум самого худшего толка.

Все духовные ключи проникают в глубины бытия посредством органичного и плавного процесса интеграции, который начинается с интеллектуальных усилий, чтобы затем двигаться к миру интуиции и, наконец, завершиться прозрением. Мантра работает совершенно так же. Можно начать с освоения традиционных соответствий, приписываемых каждой мантре. Но пока такие соответствия не перейдут из нашего рассудка к сердцу, само обучение останется не более чем механическим запоминанием. Пока свойства, выражаемые мантрой, не будут усвоены как живые реальности, мантра так и останется пустым звуком. К примеру, слог О соотносится со всей окружающей нас энергией. Она именуется всеобщей энергией, представляет целостность вещей и воплощает совершенство. Тоноскоп дает яркое свидетельство этому. Гласная О при правильном произношении создает круглую форму. Довольно простым звучанием О вносится нечто новое в само бытие; «в начале было Слово».

Скачать мантры для медитации

Скачать мантры для медитации на чакрах можно перейдя по ссылке. Для прослушивания нажмите на кнопку воспроизведения.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Если правильно произносить мантру, то вызываются изменения в самой чакре. Мантры для чакр таковы:

  • Седалищная чакра Муладхара — Лам;
  • Священная чакра Свадхистана — Вам;
  • Чакра солнечного сплетения Манипура — Рам;
  • Сердечная чакра Анахата — Ям;
  • Горловая чакра Вишудха — Хам;
  • Межбровная чакра Аджна — Ом.

К мантрам выработалось неоднозначное отношение, вероятно из-за некой тайны, присущей их природе. Нельзя от чтения вслух мантрического слова ждать каких-либо результатов, связанных с воздействием мантры. Лама Говинда разъясняет нам природу и задачу мантры: «Мантры — это не магические заклинания, которые в силу присущего им могущества могут нарушать законы природы; не являются они и формулами для психотерапии и самогипноза. Сами по себе они не обладают никаким могуществом, но являются средством для подъема и сосредоточения сил, уже имеющихся в человеческой психике. Они являются звуковыми и словесными исконными символами, коренящимися в самой структуре сознания. Следовательно, они не произвольные творения индивидуальной инициативы, но возникают из коллективного или общего человеческого опыта, видоизменяемого лишь посредством культурных или религиозных традиций».

Мантра для медитации АУМ

the-first-mantra-AUMСанскритская мантра АУМ действует сходным образом. Первые три буквы именуются тремя четвертями. Четвертая четверть является потаенной четвертью. Она проявляется как вибрация при произношении звука М. Санскритский символ для АУМ иногда называют первой мантрой. Длинная нижняя кривая представляет состояние сна, а верхняя левая кривая — состояние бодрствования. Центральная кривая, идущая вправо, располагаясь между ними, выражает сон без сновидений. Серповидная кривая справа вверху символизирует завесу заблуждения, а точка над ней обозначает трансцендентное состояние.

  • А соотносится с Брахманом — Создателем;
  • У соотносится с Вишну — Охранителем;
  • М соотносится с Шивой — Разрушителем.

Существует множество мантр различного вида и для различных целей. Божественные имена уподобляются мантрам в качестве обращения к наиболее тонким, наиболее священным, наиболее могучим силам. Каждая традиция имеет свои собственные священные имена. Их может быть много или же одно.

Посвящение в мантры

Гласные звуки, похоже, относятся к наиболее древнему этапу нашей истории. А, Е, И, О, У составляют самые основные человеческие звуки, выражая внутреннюю полярность между нестесненной в своих движениях брюшной полостью и скованностью мыслей в голове. Отмечено, что гласные звуки часто присутствуют в самых древних мантрах различных традиций. Три гласные, О, У, А, имеют особое значение как основополагающие звуки многих тибетских мантр. О представляет все наличествующее, совершенное и вечное. Долгая гласная У рас сматривается как идущий из глубины звук, который символизирует нисхождение духовности в человеческую жизнь. Звук А представляет такие человеческие свойства, как речь, мысль и общение. Два следующих звука расширяют значение предыдущих трех X, являющийся звуком дыхания, добавляет свойство самой жизненной силы. Носовой звук М, как бы средний между открытыми гласными и закрытыми согласными, характеризует состояние, лишенное двойственности. Эти три гласных и два согласных звука образуют три ключевые тибетские мантры, ОМ, АХ и ХУМ. Вместе они символизируют три такие тайны, как плоть, речь и ум. При нацеленном и осознанном использовании этих трех мантр пробуждаются свойства плоти, речи и ума как на индивидуальном, личном, так и на надличностном, трансперсональном уровне. Ознакомление с мантрами для медитации позволяет узнать лишь их функции, но более глубокое посвящение в мантры дается совершенно иным опытом.

  • ОМ представляет универсальное;
  • АХ представляет идеальное;
  • ХУМ представляет индивидуальное.

Действие того же самого принципа мы наблюдаем в еврейском языке, где отдельные буквы также представляют идеи. Нам, пользующимся для общения в миру словом, как письменным, так и устным, трудно бывает понять, что за истина скрывается за традицией священного слова. Мы чувствуем, что она находится вне нашей обычной системы координат. Мы живем исключительно в рамках мирского алфавита. Это первое с чем нас знакомят в школе. Алфавит, естественно, важен; он основа для письменного общения, но вряд ли он заслуживает духовного статуса! Хотя в иные времена алфавит действительно был орудием духовной реализации.

Мантры для медитации в религии

Иероглифический язык египтян заслуженно назывался Меду Нетер, что значит «священные знаки». Еврейский язык остается живым духовным языком, так же, как и санскрит. Различие между алфавитом как составной частью письменного слова и как орудием духовной мысли вполне очевидно. Буквы мирского алфавита не несут никаких коннотаций, кроме звука, тогда как отдельные буквы всякого священного алфавита сами по себе являются символами. Буквы служат шифром для передачи смысла, а слова выступают в качестве философских концепций. Определенные слова приобретают особое значение, которое усиливается, когда письменное слово озвучивается. Когда священное письменное слово встает со страницы, чтобы зазвучать, оно приобретает новое измерение; оно становится мантрой. Некоторые буквы, сочетаясь, могут выразить всю философию. Мы сталкиваемся с этим в тетраграмматоне , священном имени Бога, Яхве. К этому имени проявляется такое почтение, что оно никогда не произносится вслух. Четыре буквы, составляющие это имя, суть Иод, Хе и Вав, и четвертая буква повторяется — Хе, но она отличается тем, что именуется Хе конечное. Каждая из этих букв соответствует одной из стихий и одному из уровней творения.

  • Буква Иод представляет стихию огня и мир божественных имен.
  • Буква Хе представляет стихию воды и мир творений.
  • Буква Вав представляет стихию воздуха и мир образований.
  • Буква Хе конечное представляет стихию земли и мир субстанций.

Таким образом, произношение имени Бога всю философию и схему Творения как божественного волеизъявления ведет от мира форм к миру субстанций, действия и физических результатов.

Суфийская практика включает памятование Бога посредством повторения божественного имени, это так называемый зикр. В иудаизме, другой монотеистической религии, молчаливое, про себя, повторение тетраграмматона остается единственной практикой. Имя Иисуса образует основу молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Наставления, даваемые первым христианам в «Добротолюбии» , имеют много общего с эзотерическими дисциплинами. Сердце, ум, дыхание, слово и намерение становятся одним целым: «Собери весь свой ум, направь его на путь дыхания, по которому поступает воздух, побуди его вместе с вдыхаемым воздухом войти в сердце и держи его там. Держи его там, но не оставляй в молчании и праздности. Напротив, вложи в его уста следующую молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Мантра Падмасамбхавы

Соджал Ринпоче ведет разговор о конкретной мантре. Он говорит: «Своим ученикам я рекомендую следующую мантру: ОМ АХ ХУМ ВАДЖРА ГУРУ ПАДМА СИД- ДХИ ХУМ. Это мантра Падмасамбхавы, мантра медитации всех будд, учителей и достигших реализации существ. Это сила преображения, защиты и целительства… Несколько лет назад я проводил семинар для трех сотен людей в Лионе, что во Франции. К концу вечера я был полностью измотан, а в помещении царила весьма унылая атмосфера, так что я запел ту самую мантру, которой научил вас здесь. Меня поразило ее воздействие; в считанные секунды я почувствовал, как ко мне вернулись силы, атмосфера вокруг преобразилась, и вся аудитория выглядела вновь живой и увлеченной». Он напоминает нам, что мантра это то, что оберегает наш ум. Каждый слог заряжен духовной энергией, является средоточием духовной истины и своим звучанием дарует благословение будд. Эти слова должны напоминать нам о том, что к мантре нужно относиться серьезно.

Имя как мантра для медитации

Сюзанна Сигал рассказывает нам историю, действие которой разворачивается вокруг мантры. Ее первая встреча с мантрой началась совершенно неожиданно: «Я привыкла медитировать на своем имени. Будучи ребенком семи-восьми лет я сидела, скрестив ноги, закрыв глаза, на длинном белом диване в спальне своих родителей и говорила свое имя себе вновь и вновь. Имя отражалось в моем уме, с каждым повторением становясь весомей и сильнее. Мое имя, вот кем я была. Я повторяла его все слабее, повторяла, повторяла, повторяла, пока не преодолевался некий порог, и сквозь имя прорывалась подлинность моей личности, подобно кораблю, что снимается неожиданно с якоря, чтобы плыть по воле волн. Возникала необъятность».

Необъятность вновь объявилась в жизни Сюзанны в самом что ни на есть буквальном смысле и невероятным образом. Она и пустота сошлись друг с другом. Ее знакомство с бесконечным началось с мантры: «Я продолжала повторять вслух мантру, пока она не наставила меня произносить ее тише, а затем, уже в молчании, я закрыла глаза и приступила к медитации. Через несколько минут я почувствовала себя успокоившейся. За эти минуты я поняла, что буду медитировать всю оставшуюся жизнь. Сидя в кресле, повторяя санскритское слово мысленно, про себя, я плавно погрузилась в объятия своей излюбленной тишины ». Ее путешествие в пустоту началось с мантры как орудия пробуждения. Некоторым совершенно необъяснимым образом мантры способны пробуждать и стимулировать, вызывать к жизни все дремлющее и подспудное. Мантры пробуждения относят к шести из семи чакр.

Медитация «Круг жизни»

JxORqJ-JozkКогда пробуждается стоящая за звуком реальность, мантра становится сосудом, где хранится духовная истина. Осознанно владеть мантрой — значит пить из источника с живой водой. Попытайтесь войти в соприкосновение с силой, сосредоточенной внутри самого основного из всех звуков — О. Вначале медитируйте на образе круга. Когда вы почувствуете, что ухватили его смысл, двигайтесь к озвучиванию. Попытайтесь скорее испускать (всем существом) этот звук, чем просто произносить его. Глубоко вдохните, так чтобы смогли издать долгий звук. Практикуйтесь до тех пор, пока не ощутите колебание в голове при издавании звука.