Медитация випассана и духовное прозрение

Свет мудрости

Духовное прозрениеМедитация может начаться с сосредоточения, но на этом она не заканчивается. Сосредоточение как бы разбег, а прозрение составляет момент прыжка. Рассуждение и размышление являются только вступлением и ведут к интуитивному состоянию сознания. Процессы мышления и рассуждения заканчиваются, и приходит некий род более глубокого видения. Рождение прозрения есть высшее достижение на том пути, который начинается с осознания. Это путь прозрения, именуемый медитацией випассана.

Простая практика осознания приведет к прозрению, являющемуся внутренним видением. Прозрение преодолевает противостояние интеллекта и воображения. Это не ограниченная логика дедукции, не широкое видение интуиции, но непосредственное вглядывание в природу реальности, каким бы коротким не было само прозрение. Медитация випассана представляется оком истины. Это состояние не-мышления, момент безмыслия. Это краткое видение, мимолетное и мгновенное просветление. Это предвестник полного внутреннего раскрытия. Это область, где способны проявиться творческие силы и оригинальность мышления.

Прозрение уносит нас в реальность многомерного сознания. Кто по собственной воле выбрал бы плоскую равнину одномерного мышления, когда перед ним открыты широкие просторы многомерного сознания? Прозрение проявляет свое действие в вашем уме тем, что к вам внезапно приходит знание чего-либо, в истинности которого вы абсолютно уверены. Это голос интуиции и момент постижения истины. Медитация випассана ведет вас к мудрости, к видению вещей такими, какие они есть.

Знание и мудрость

Мы обрели знание, но нам не удалось постичь мудрость. Знание высоко ценится в западной культуре. У нас его в достатке. Мы обладаем знанием звезд и глубин океанов, мельчайшего мира микробиологии и невидимого мира субатомных частиц, тела и мозга. И все же как мировое сообщество мы никак не можем жить в мире. Похоже, знание не приносит мудрости. Запад разработал необычные технические средства. Стало возможным достичь Луны, оперировать через крохотные отверстия в теле и наблюдать зародыш в утробе матери. Люди возвели небоскребы и подземные транспортные системы, создали атомную бомбу, а теперь расшифровывают генетический код. Но мудрость ускользает от нас. Величие знания и соблазнительная сила техники так часто лишают нас бдительности. Знание приносит проблемы и дальнейший вызов. К примеру, ученые сейчас стоят на пороге разгадки генетического кода человека, и это знание наверняка получит неоднозначную оценку. Ящик Пандоры, однажды открытый, уже не закрыть.

Мы так привыкли восхвалять знание, что иной взгляд просто ошеломляет нас. Слова Ошо удивляют и озадачивают: «Знание — это бедствие. Именно через свое знание человек оказался отделенным от целого. Знание рождает отчужденность». Он продолжает развенчивать наиболее ценное приобретение человеческого ума: «Вы видите, как знание приводит к отчужденности, становится преградой, разделяет, как по мере роста знания растет и отчуждение, теряется целомудрие, разрушается, умерщвляется чудо, жизнь становится бестолковым и тягостным занятием. Утрачивается тайна, и вместе с тайной утрачивается Бог».

Слова Ошо, как всегда, звучат подобно набату. Он нападает на знание, являющееся основой жизнедеятельности современного западного общества. Нам необходимо определиться в своем отношении к знанию. Мы, по всей вероятности, получили хорошее воспитание и уважаем многие области знания, питающие культуру, в которой живем. Не делайте ошибочных заключений, ведь Ошо не пытается заменить знание невежеством, отнюдь не являющимся духовной добродетелью, но старается сделать знание прозрачным благодаря прозрению:

«Медитация випассана сожжет ваше знание, и оно не будет заменено иным знанием». Не ищите знания, нет ничего, чтобы знать. Не утруждайте себя теориями. Всякая теория всего лишь некая умозрительная конструкция. Это заимствованный путеводитель по живой действительности. Он будет стоять между вами и вашей собственной реализацией. Доверьтесь знанию, получаемому непосредственно, минуя теории. Взгляните на преграду, мешающую вам поверить в собственные изначальные силы, отыскать мудрость. Найдите эту преграду, состоящую исключительно из одних слов, в самих себе. Попытайтесь разрушить ее — она мешает вам поверить в то, что вы уже располагаете всем необходимым».

Семь видов мудрости

Каков ваш ответ на вопрос: «Что такое мудрость?»? Патанджали предлагает задуматься о семи видах мудрости. Поразмышляйте над ними по собственному усмотрению. Воспользуйтесь этими мыслями в качестве основы для своей медитации. Проявите смелость и создайте собственный список. Позвольте себе вольность представить, словно вашему списку предстоит заложить основу новой, уходящей в века традиции. Когда живые устремления выкристаллизовываются, то момент истинного видения передается лишь в виде застывшей догмы. В своей медитации почтите мудрость, как бы при этом вы ее ни воспринимали.

  • Познано все, что следует познать.
  • Устранено все, что следует устранить.
  • Получено все, что следует получить.
  • Сделано все, что следует сделать.
  • Достигнута цель, которую следует достигнуть.
  • Интеллект освобожден от воздействия гун природы.
  • Достигнуто освобождение души, так что она сияет в своем собственном свете.

Дополнительно эти виды мудрости упрощенно представляют следующим образом:

  • Понимание тела изнутри и снаружи.
  • Понимание энергии и ее использования.
  • Понимание ума.
  • Осознание опыта.
  • Осознание чистой сущности, чувства и красоты.
  • Понимание того, что индивидуальная душа является частицей всеобщего духа.

По мере развития мирового сообщества, возможно, мы станем свидетелями единения восточной мудрости и западной технологии и отыщем союз духовной истины и материальных ценностей. Поэтому, подобно мудрецам всех времен и традиций, давайте смотреть на мудрость как на свет, озаряющий нам путь.