Мистический момент разотождествления с умом

Мистический момент Чтобы прояснить наше понимание связи между религией и мистицизмом, давайте построим модель, состоящую из трех концентрических окружностей. Внешняя окружность представляет религиозную традицию в целом. Она самая большая и выставляет религию как социальный и культурный элемент. В ней содержатся все накопленные постулаты, учения, нравственные нормы поведения и внешние обряды. Внутри же мы находим существенно меньшую окружность, представляющую эзотерические практики самой традиции. Ударение здесь ставится на личностный рост, развитие и самосовершенствование выделяя возможность более глубокого личного опыта. Далее лежит третья, значительно меньшая окружность, представляющая мистический момент встречи с Абсолютом, который всегда возможен. Эта внутренняя окружность принадлежит традиции как целому, но одновременно она уже сама по себе является традицией. Плоды аккумулированного опыта снова преображаются в совершенно новую форму. Ведь именно здесь малое «я» и всеобщее, универсальное «я» претворяются в сознании в одно целое.

Три составляющие нашего «Я»

Данная модель также помогает рассмотреть свое «я», задаться вопросом: «Кто я есмь?» Писатель Иша Шваллер де Любиц (Jcha Schwaller de Lubiez), наш проводник по мистицизму Древнего Египта, предлагает трехсоставное «я»- робот, постоянный свидетель и духовный свидетель. Робот соотносится с механически проживаемой жизнью, когда отсутствует всякое сознательное саморазвитие. Мы можем отнести это к экзотерическому пути, который обеспечивает человека общими установлениями, догмами и верованиями для жизни. Постоянный свидетель развивается посредством таких практик, как осознание. Они вырабатывают самосознание, характерной чертой которого является такое внутреннее качество, как отстраненность. Третья составляющая «я» представляет истинную основу универсального бытия где исчезает личное. Духовный свидетель — это чистое сознание, которое наблюдает. Удивительно то, что реальное «я» оказывается вовсе не обособленным «я», а всем целым. Развивая модель, представленную Ишей Шваллером де Любицем, мы видим, как действуют две противоположные силы. Сдвиг от желаний личности в сторону устремлений духовного свидетеля составляет действие духовного пути. Такая перемена в (само)отождествлении может совершаться по-разному.

Личность желает:

  • Продолжения своего пребывания на земле;
  • Относительных ценностей этого временного существования;
  • Интеллектуальной информации, служащей мирским интересам, — общественным, научным, деловым;
  • Посредственности, поскольку крайности никогда не найдут общественного одобрения и не принесут социальных выгод;
  • Прагматизма, под которым подразумевается все, что согласуется с мирскими расчетами и логическими доводами.

Духовность желает:

  • Единения с человеком и тем самым преображения его в вечное существо;
  • Абсолютных ценностей, которые нетленны;
  • Интуитивного знания;
  • Чувства «исключительности» как трамплина, посредством которого можно преодолеть человеческие ограничения и превратить грехопадение в возможность для эволюции;
  • Неизменной любви к реальности;
  • Любви к жизни ради ее самой;
  • Любви к беспристрастной любви.

Махариши описывает три этапа отождествления с трансцендентным. Он именует эти три состояния космическим сознанием, божественным сознанием и единым сознанием. Космическое сознание характеризуется появлением духовного свидетеля, наблюдателя за высшим. Это сознание способно наблюдать, оставаясь совершенно отрешенным от всех феноменов, оставаясь бодрствующим, даже когда тело спит. В состоянии божественного сознания весь мир представляется наполненным святостью. Здесь духовный свидетель вновь исчезает. Наконец, предстает единое сознание.

Мистический опыт разотождествления со своим умом

Различие, проводимое между обыденным и реальным «я», похоже, не слишком велико. Это далеко не новая идея, высказываемая на страницах религиозных трудов любой традиции. Индуизм именует «я» как Атман, который бессмертен, постоянен, неизменен и безграничен. Приписываемый религиозному философу средневековой Индии Шанкаре небольшой трактат «Жемчужина различения» (дословно «Драгоценный венец размышления») изображает Атман как «то, чем полнится Вселенная, что ничего не наполняет, что заставляет все вещи, сиять, но что не могут заставить сиять все вещи». Мистический опыт принадлежит не прошлому, а настоящему. Сюзанна Сигал, которая в возрасте семи лет использовала собственное имя в качестве мантры, описывает свое долгое и мучительное духовное пробуждение в книге «Столкновение с бесконечным». Ее детское любопытство переросло в серьезный интерес к духовному. Вот как произошла ее первая встреча с трансцендентным:

Подобно огромному магниту, невероятная сила притянула меня и швырнула с немыслимой скоростью в световой тоннель. Одновременно сам тоннель с бесконечной скоростью стал шириться со страшным ревом, который нарастал, закладывая мне уши, пока, наконец, бесконечность не взорвалась светом. Момент взрыва означал переход некоего порога. За промежуток времени столь малый, чтобы его можно было измерить, пламя невидимой преисподней охватило все, выворачивая феномены наизнанку, выставляя напоказ оборотную сторону всего Творения, пустоту.

Это было только начало. «Мой образ восприятия выбился из своей привычной колеи. Оказалось невозможным отдельно сосредоточиваться на предметах, поскольку границы между ними отошли на задний план, уступая место свечению столь мощному, что все, попадающее в поле зрения, казалось слитым вместе, в одну большую светящуюся массу». Эти переживания завершились грандиозным и странным эпизодом, произошедшим в весьма обыденной обстановке. Стоя на автобусной остановке, она испытала полное отделение сознания, когда смотрела на все как сторонний свидетель. Понятно, что ее охватил панический ужас. Такое стороннее наблюдение повторялось месяцами, и каждый момент был мучителен. Она опасалась за свое здоровье.

Наконец свидетель тоже исчез, что делало невыносимую ситуацию еще более устрашающей. «Свидетель, по крайней мере, наблюдал за мной, хотя и на некотором расстоянии. С его уходом фактически больше не было опыта восприятия себя». Она заключает:

Опыт личной идентификации оборвался и, должно быть, никогда не вернется снова.

Можете себе представить, как приходится управляться с повседневной жизнью, находясь в таком состоянии осознания? Любопытно сообщение Сигал о том, что внешне нельзя было заметить никакой разницы, словно все шло как обычно. Двенадцать лет спустя она испытала другой переход, на этот раз к единому сознанию Личное «я» полностью испарилось. Она жила в состоянии, которое дзэн именует «не-я».

Рассказ Сигал об ее долгом путешествии с пустотой и захватывает, и пугает. Несмотря на многочисленные попытки врачей, никому из них не удалось помочь ей. Пустоту невозможно устранить. Как Сюзанна Сигал, которая уже не есть Сюзанна Сигал, за исключением удостоверяющих личность бумаг, живет в обыденном мире? Она говорит:

Эта жизнь теперь проживается при постоянном, всегда присутствующем осознавании бесконечной пустоты, в которой я нахожусь. В этом состоянии нет никакой отправной точки, поскольку одновременно присутствует весь спектр эмоций, мыслей, действий и реакций». Она теперь работает психологом.

Немногие отважились бы побывать там, где она была, но, возможно мы извлечем кое-что для себя из ее путешествия. В свете своих собственных наблюдений она смотрит на отождествления, которые мы принимаем для себя, отталкиваясь от сведений и заключений других людей:

Я начинаю работу с расспроса каждого о том, как он воспринимает сам себя.

Возможно, как раз это мы и должны извлечь из ее опыта столкновения с бесконечным. Мы можем стать той личностью, представления о которой навязывают нам другие, или же сумеем в своем становлении руководствоваться собственным выбором. Как вы хотите, чтобы вас воспринимали? С чем вас теперь должны отождествлять и на каком основании? Мы начали с вопроса «Кто ты есть?» Отвечая на него, Сюзанна Сигал говорит: «Когда меня спрашивают, кто я такая, то единственно возможный ответ: я бесконечность, ширь, субстанция всех вещей. Я ничто и все». Что ж, воистину великий парадокс бытия. Кто ты есть?

Упражнение «Обманчивые ярлыки»

Найдите время, чтобы выявить некоторые из тех образов, что другие спроецировали на вас. С какими именами и ярлыками вы отождествляете себя? Какие ярлыки вы взяли от своих родителей, братьев, сестер? Осознание их является первым шагом на пути избавления от личин, что приросли к вам.

Их может быть несколько или же, наоборот, слишком много. Вам необходимо будет решить их судьбу. Итак, выбирайте: или вы желаете просто избавиться от старого, или готовы заменить его на что-то новое. Когда вы идентифицируете спроецированный на себя образ, представьте себя облаченным в облегающее платье. Вы видите слова, которые обычно обращают против вас, начертанными на вашей одежде. Когда почувствуете готовность, сорвите с себя платье и позвольте на некоторое время предстать обнаженными. Если вы хотите принять новый облик, то представьте одежду, выражающую все то, что вы желаете. Пусть она будет просторной, чтобы вы могли постепенно привыкнуть к ней. Если у вас нет ясного представления о собственном образе, тогда просто облачитесь в мягкую белую одежду. Не оставляйте себя голыми.