Новая модель мироздания

Постигая тайны мироздания

Новая модель мироздания Чувство благоговейного трепета и ощу­щение чуда возникает от осознания глубокой тайны, окружающей нас по­всюду, и это чувство усиливается с ро­стом нашего знания. (Лама Говинда). Вне сомнения, жизнь остается тайной для нас. Это выше нашего понимания, мы можем лишь при­знать саму тайну. Нам не нужно понимать, объяс­нять или удостоверять ее. Она просто существует.

Невозможно понять всю грандиозность истинной модели мироздания, хотя человеческое сердце и побуждает нас прибли­зиться к нему. Невидимые звезды, неведомые плане­ты и незнакомые галактики манят нас. Черные дыры и белые карлики выше нашего понимания.

Квантовая модель мироздания

Космическая жизнь не укладывается в наши мерки. Серьезные ученые теперь склоняются к объясне­ниям, которые оказываются несравненно более странными, чем любая метафизическая спекуля­ция. Они оперируют понятиями «скрытая масса» и «мультиверсум»,» т. е. содержащий множествен­ные параллельные вселенные! Все это напоминает настоящую фантастику. Современные открытия в науке усиливают наше изумление. Квантовая модель мироздания переносит нас в мир, который едва ли знаком здравому смыслу. Дерево, стол, облако, камень — все они наукой XX века сведены к единой схеме строения: это скопление вращающихся частиц-волн, подчиненных законам квантовой физики. Иными словами, объекты, которые мы наблюдаем, являются трехмерными образами, созданными сто­ячими и движущимися волнами посредством элек­тромагнитных и ядерных процессов.

Мы же не действуем сообразно данной метафо­ре. Мы не действуем сообразно всеобщей взаимоза­висимости. Мы по-прежнему действуем, сообразу­ясь с ньютоновской моделью мироздания, которая описывает мир твердых тел и пустого простран­ства. Квантовая модель здесь предстает новой пара­дигмой. Она будет менять взгляд на нас самих и на саму действительность. Полное понимание кванто­вой теории все еще только нарождается. Возможно, квантовый принцип существенным образом затра­гивает и разум. Альберту Эйнштейну, основопо­ложнику квантовой физики, принадлежат такие замечательные слова: «Самое прекрасное, что мы можем испытать, сродни тайне. Она источник всякого-истинного искусства и науки. Тот, кому чуждо подобное чувство, кто не может больше застыть в удив­лении и стоять, охваченный трепетом, считай мертв; его глаза закрыты».

Мистическая модель мироздания

Такой взгляд на действительность очень близок буддийскому постулату: «Форма есть пустота, пус­тота и есть форма». Опыт просветления может даже стать прозрени­ем этого уровня реальности, являющегося миром позади мира. Многоуровневое сознание позволяет нам придерживаться более чем одного взгляда на мир одновременно. Квантовая парадигма, возможно, и нова, но бо­лее ранние мистические модели мироздания также отражают голографический взгляд. В «Аватамсака-сутре» мы встречаем образ сети Индры, состоящей из бесчисленных каменьев. В каждом ее узле находится драгоценный камень, и каждый камень отражает все прочие. Таким же образом каждый предмет в мире не просто является сам по себе, но содержит все прочие предметы и в дей­ствительности предстает всем сущим. В каждой частице пыли присутствуют бесчисленные будды.

Истинная модель мироздания

Медитация занимает свое определенное место в таком совершенно новом подходе к мирозданию. Если сознание играет некую роль в проявлении ре­альности, нам следует обратиться к его природе, как принято древними духовными традициями. Посредством медитации, являющейся не чем иным, как трансформацией, преображением сознания, мы можем отыскать свое место в великом целом. Опыт показывает, что мы не в силах уйти от грандиозной реальности, окружающей нас. Какая цивилизация могла отгородиться от тайны време­ни и пространства и тайны бытия и становления? Встречая недоступное, мы тянемся к нему посред­ством мифов, фантазии, сказок и мира воображе­ния. Мы можем лишь признать великую тайну, кроющуюся в самом существе бытия. Само знание не приближает нас к ней, ведь чем больше мы зна­ем, тем больше перестаем понимать. Каждое новое открытие несет с собой и новую загадку, поэтому истинная модель мироздания может проявится посредством кристально чистого восприятия.

Великое противоречие бытия разрешается в че­ловеческом сердце, когда мы знаем, кто мы такие. Д. Т. Судзуки, общепризнанный наставник дзэн, говорит, что «медитация открывает ум человека на­встречу величайшей тайне, творящейся каждо­дневно и ежечасно; она так распахивает наше серд­це, что оно способно ощущать вечность времени и бесконечность пространства в каждом своем бие­нии; она наделяет нас жизнью в мире, словно в раю; и все эти духовные деяния совершаются без какого-либо прибегания к учению, а простым и не­посредственным следованием истине, которая оби­тает в глубине нашего существа».

Тайна, кроющаяся в различных моделях мироздании, находит свои параллели в мифическом и общепринятом симво­лизме. Образ священного сосуда предваряет появле­ние чаши Грааля в цикле легенд о короле Артуре. Это чаша возрождения, рог изобилия и награда за искания. Это тайна, покоящаяся одновременно и в глубинах человеческого сердца, и в центре мирозда­ния.

Упражнение «Чаша Грааля»

Поместите себя в какое-нибудь священное ме­сто, сообразуясь с собственным выбором, будь то храм, роща или обитель. Благоустройте его по собственному усмотрению. Украсьте место дей­ствия священными символами по собственному выбору. Если не приходят в голову никакие сим­волы, то просто воспользуйтесь горящей свечой. Усядьтесь и войдите в состояние глубокой меди­тации. Со своего места вы слышите звук поющих женских голосов. Поющие голоса постепенно при­ближаются. Вот вы ощущаете их совсем рядом. Вы слышите шуршание юбок и звук шагов. Вы инстинктивно встаете. Вас увлекает за собой шествие женщин, которые величественно ступают парами. Шествие возглавляет женщина, несущая накрытую чашу. Женщина с чашей останавливает­ся, когда процессия образует круг, внутри свя­щенного места. Пение прекращается, когда все занимают свои места. Воцаряется глубокая тиши­на. Женщина с чашей поднимает ее вверх. Когда вы наблюдаете это, вам кажется, что чаша Грааля начинает излучать мягкий свет, хотя она и ос­тается накрытой; свет исходит изнутри и будто становится осязаемым. Свет из чаши приобретает форму, когда тонкие отдельные языки пламени начинают плясать в священном месте. Вы видите, как пламя занимается над головами всех присут­ствующих. Наблюдая за другими, вы ощущаете, что пламя исчезает на макушке вашей головы, и вы осознаете, что другие могут видеть произо­шедшее с вами. Вы делаете себя открытым для доступа Света Грааля. Вы еще глубже погружае­тесь в медитацию. Проходит время, и внешний свет гаснет, но все лица светятся, словно излу­чая внутренний свет. Участники шествия останав­ливаются, потом медленно, спокойно уходят. Вы остаетесь одни, пока не захотите завершить меди­тацию. Когда соберетесь уходить, дайте образам постепенно исчезнуть.