Отрицание реальности, обман ума и заблуждение

Болезнь отрицания действительности

Выход для блуждающего умаБольшинство людей довольно часто (иногда всю жизнь) находятся в состоянии заблуждения, беспокойный ум обманывает их, и это приводит к отрицанию реальности. Это тот груз, который мы обретаем, проходя по нашей жизни. И чем дольше мы носим в себе этих внутренних демонов, тем тяжелее наше бремя и все труднее нам бывает освободиться от него. Лечение в таком случае — общепринятый путь. Врач действует в роли стороннего наблюдателя, держа перед нами зеркало нашего поведения. Медитация для данных целей оказывается не столь привычным инструментом. Посредством медитации мы можем научиться действовать в роли стороннего наблюдателя и держать перед собой то самое зеркало. При этом мы делаем важный шаг для того, чтобы связать воедино духовные ценности и обыденную жизнь.

Без доли осознанного внимания мы так и останемся узниками ранее выработанных воспитанием стереотипов. Мы несем по жизни свой образ поведения и въевшиеся привычки. При смене близких взаимоотношений мы подходим к каждой встрече с целым рядом предрасположенностей и давно устоявшихся форм поведения. Эти личные образцы труднее всего выявить, поскольку они невидимым образом запечатлены в нас самих. Подобно руслу реки, наши давно устоявшиеся ожидания определяют направление наших реакций и восприятий. Находясь в заблуждении наш ум воспринимает события жизни через кривое зеркало, таким образом создавая ложные умозаключения. Если мы обладаем низкой самооценкой, то будем постоянно ощущать себя предметом критики, а если мы глубоко боимся, то не сможем доверять.

Когда у нас отсутствует доверие, мы попытаемся компенсировать его напускной бравадой. Самооправдание, неприятие ответственности и обвинение других — все это позволяет нам прибегать к отрицанию реальности в попытке защитить себя. Когда наш ум заблуждается, мы можем отрицать большие и малые ошибки, причину и следствие, ответственность и причастность. Пробужденный созерцательный ум, однако, не оставляет места для отрицания реальности, ибо при ясном свете дня внутреннее «я» не может скрыться от самого себя. Отрицание реальности везде будет в чести, где довлеет статус-кво. Мы избегаем видеть вещи как они есть и искажаем ход событий, чтобы сохранить приятную нашему взору иллюзию. Мы делаем козлами отпущения других, чтобы обезопасить себя. Хотя мы признаем правду на глубоко скрытом уровне в подсознании, открыто признать свои ошибки мы не в силах. Трудные отношения порождают самообман, что приводит к неоправданным обвинениям. Мы бежим от правды, чтобы сохранить созданное нами представление о самих себе. Заблуждение ума, обман и отрицание реальности являются расхожей монетой повседневной жизни и повседневных отношений. Когда мы готовы принять свет осознания окружающего мира, мы готовы обрести самих себя.

Будьте сознательны и открыты

То, как мы смотрим на мир и собственное место в нем, формирует наши привычки, устремления и поведение. Узкий взгляд рождает узость восприятия. Взгляд на мир через призму ограниченных представлений уменьшает все вокруг в той же степени. Узкое мировосприятие создает и суженный мир. Каждая новая возможность, позволяющая расширить эти рамки, отбрасывается, не замечается или просто извращается. Новый опыт должен быть подогнан под существующую внутреннюю модель мира. Если мы стремимся увязать все новое с нашими существующими предубеждениями, мы постоянно сужаем свой жизненный опыт. Если нам не удается замечать текучести самой жизни и разбираться в ней, то оказываются разобранными сами мосты, соединяющие нас. С другой стороны, если мы сумеем быть открытыми, то будем расти и мужать. Если мы пытаемся строить отношения посредством открытости, то начинаем видеть вещи, как они есть сами по себе, а не в виде порождений наших собственных предубеждений. Мы способны создать условия, при которых могут происходить внутренние перемены. Наши механизмы самосохранения настолько тонки, что мы не замечаем их работы до тех пор, пока не сделаем должного усилия для наблюдения за ними.

Медитация позволяет нам развить наблюдающее сознание, создать внутри себя наблюдателя. Буддизм называет шесть основных заблуждений и двадцать вторичных. Они призывают нас к самоанализу. Путь к западным мистериям обычно открывается призывом «Познай самого себя». Если вы готовы к обретению самих себя, значит, вы со всей серьезностью готовы приступить к медитации. И пусть вас не смущает то, что ваш поиск примет, без сомнения, сугубо внешнюю форму, само путешествие в действительности совершается внутри. Возможно, настало время для нового призыва, ведь дорогу к себе можно открыть самым разнообразным образом. Выражение «Я есмь тот, кто я есмь» может послужить новой исходной позицией, поскольку в действительности вам не нужно отправляться в путешествие в поисках себя, а требуется просто открыть глаза на то, кем вы являетесь. Этот новый призыв не отменяет перемен или роста, он лишь утверждает, что вы способны усвоить все для понимания, чем вы являетесь в каждый момент. Попробуйте медитировать на этих словах и посмотрите, принесут ли они вам осмысление самих себя.