Пробуждение от сна заблуждений

Жизнь во сне

Пробуждение от сна заблуждений…ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности….
Платон. Книга VII. Государство. Здесь нам явлена аллегория человеческого существования, путь к пробуждению от сна заблуждений. Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет…

С малых лет у них на ногах и шее оковы, так что людям не сдвинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная невысокой стеной, и за этой стеной проходят другие, свободные люди. Но узники не зрят их непосредственно, они видят лишь отбрасываемые на стену пещеры тени. И эти отражения они и принимают за действительность.

Блуждание во сне

Нам не хочется признать, что мы сами, возможно, и есть эти узники в пещере. Наша жизнь так и остается невостребованной, скованная мраком и неведением. Наша жизнь заполнена делами и расчетами, и у нас нет времени задуматься и ужаснуться! Наша жизнь подобна жизни сомнамбулы. Нам следует скорее пробудиться от сна заблуждений и начать жить по-настоящему. Остановитесь, посмотрите на людей, которых вы знаете и которых видите перед собой. Возможно ли такое, чтобы вы жили в мире сомнамбул? Спите ли вы или же бодрствуете? Возможно, что мы все живем подобно сомнамбулам.

Существует множество духовных историй, повествующих о пробуждении от сна. Само слово «Будд(х)а» означает «пробудившийся». Поэтому пробудившегося человека и называют буддой. Трудно смириться с мыслью, что мы через многие жизненные обстоятельства проходим в сомнамбулическом состоянии, хотя это всеобщая и старая как мир идея. Сны часто бывают путаными, а иногда причудливыми, нередко случайными, а порой яркими и драматическими. Сон также дразнит нас, когда мы пытаемся выхватить в памяти те куски, которые, как нам кажется, несут некий смысл посредством символа и метафоры. Как трудно бывает вспомнить сон во всех его подробностях, когда мы пробуждаемся, возвращаясь во внешний мир! В традиции пробужденной духовности Ошо пишет- «Вы спите крепким сном и не знаете, кто вы на самом деле» .

Осознание себя во сне жизни

Как трудно вызвать в памяти подробности повседневной бодрствующей жизни сквозь фильтр обыденного сознания! Помните ли вы свои разговоры, что вели с друзьями, домашними, сослуживцами и оппонентами? Как много особых моментов в своей жизни вы помните? Сколько обыденных событий вы можете припомнить? Что у вас осталось в памяти от вчерашнего дообеденного времени? Что определяло ваши жизненные устремления год назад? Духовная жизнь всегда ведет к парадоксу и разрушению мира, созданного на основе здравого смысла. Мы вновь оказываемся перед необходимостью выбора. Возможно ли вообще сравнивать бодрствующую жизнь со сном, от которого нас призывают пробудиться? Как нам пробудиться? От чего мы должны пробудиться? Мы пробуждаемся каждый день, что же еще нам следует сделать? Бодрствующее сознание, естественно, является одним из состояний ума. Оно существенно зависит от нашего восприятия.

Духовная практика всегда направлена на то, чтобы ослабить хватку пяти органов чувств. Когда мы проживаем жизнь посредством одних только органов чувств, мы тем самым создаем внутреннюю карту внешнего мира на основе чувственных восприятий. Чувственная, перцепционная карта, позволяющая нам продвигаться по повседневной жизни, создает также и некий экран, который служит как бы неизменной для нас отправной точкой: мы видим новый предмет не таким, какой он есть, но всегда сквозь призму существующего у нас концептуального аппарата. Сколь сбитыми с толку чувствуем мы себя, когда сталкиваемся с предметом, не укладывающимся в нашу систему координат; такое похоже на отгадывание загадок. В отсутствие отправной точки мы вынуждены изучать всякий новый объект больше в свете его собственной природы, а не сквозь призму уже существующей модели восприятия.

Пробуждение от сна заблуждений

Поэтапный путь к просветлению может мыслиться как стратегия сознательного разрушения системы чувственного восприятия. Сама сложность нашего мозга ограждает нас от реальности чистого сознания вокруг нас. Как согласно говорят все системы медитации, мы «настраиваемся» на чистое сознание, избавляясь от последствий, порожденных сложностью мозга. Такое сознательное пробуждение внутренней модели дарует нам непосредственное восприятие в отсутствие экрана внутреннего концептуального мира. Момент просветления чаще всего испытывается как решительный переворот, словно мы видим мир впервые. Опыт, который еще не ограничен заранее навязанными идеями, по-настоящему безграничен. Всякая духовная система признает пробуждение от сна и описывает его по-своему. Дзэн именует подобное состояние мудзёдоно тайгэн, что означает «безмыслие». В тибетском буддизме конечным пробужденным состоянием обладает бод- хисаттва. В буддизме Тхеравады оно именуется архатством. В каббале целью путешествия является обретение положения девекут, то есть «приближение к богу».. Движение трансцендентальной медитации утверждает космическое сознание. Суфии признают состояние, именуемое бака — пребывание в созерцании Бога, а индусы говорят о мокше, что означает «освобождение». Кришнамурти (1895-1986) говорил о бесцельном сознании, а Гурджиев (1872—1949) — о христовом сознании. Буддизм предлагает модель сознания Будды, а индуизм — сознания Кришны. Многообразие имен и названий не должно нас смущать. Множество практик и подходов не должно заслонять от нас сосредоточенную в них главную истину. «Аватамсака-сутра» говорит: «Путь Будды заключается в 84 ООО врат освобождения».

Иными словами, путям освобождения несть числа. Почему не испытать многие возможности. Приветствуйте различные пути, радуйтесь их многообразию. На самом колесе много спиц, но все они ведут к его центру.