Путь бодхисаттвы. Обеты. Любовь к другим

Практика бодхисаттвы

Путь Бодхисаттвы Одно дело — помнить о других в своих повседневных занятиях и совершенно другое — сделать мысль о счастье всех других основной важнейшей и конечной целью своего существования. Это и есть путь бодхисаттвы . Пользуясь своим неподражаемым стилем, Ошо показывает великое сострадание бодхисаттвы на следующем примере: «В одной истории повествуется, что Будда достиг ворот конечного, нирваны. Ворота отворились, и ангелы пением и танцами встречали его — ибо редко случалось на протяжении миллионов лет, чтобы человеческое существо становилось буддой. Поэтому ворота были открыты, а сам день стал великим праздником. Собрались все будды прежних времен, и была великая радость, и бросали цветы, и играла музыка, и все было украшено — пришел настоящий праздник. Но Будда не вошел в ворота.

И прежние будды, все со сложенными на груди руками, просили его, умоляли войти: «Отчего он стоит снаружи?» И Будда, как гласит предание, сказал следующее: «Пока все другие, идущие за мной, не вступят сюда, я не собираясь входить. Я остаюсь снаружи потому, что, войдя вовнутрь, я исчезну и тогда никак не смогу помочь этим людям. Я вижу миллионы людей, блуждающих и двигающихся на ощупь во мраке. Я сам бродил в поисках дороги ради миллионов жизней, которым мне хотелось протянуть свою руку. Прошу закрыть ворота. Когда придут все, я постучусь, и тогда вы можете принять меня».

Здесь представлен путь трансцендентного становления. В стремлении пожертвовать собой ради других кто не увидит сходство между путем бодхисаттвы и идеалом христианства? Вести других и есть высший путь сердца. В этом заключен смысл Большой Колесницы, являющейся буддизмом махаяны, в отличие от Малой Колесницы, представляющей буддизм хинаяны. Большая Колесница захватывав всех Малая — отдельного человека. Всепоглощающая занятость собой приковывает нас к своим собственным нуждам. Буддизм махаяны предлагает нам много глубоких упражнений и медитативных практик для того , чтобы противиться голосу крохотного собственно «я» Здесь используются как аналитическое созерцание так и сосредоточение сознания. Вместе эти виды медитации способствуют возникновению душевной уравновешенности, пробуждают более глубокое понимание нашей зависимости от других и замещают себялюбие любовью к окружающим. Такие практики приводят к рождению сознания бодхи, пробужденного ума, и его кульминационное завершение находят в высшем устремлении, представляющем взятие на себя ответственности за все существа. Когда это устремление становится столь естественным как само дыхание, рождается путь бодхисаттвы.

Следующие слова представляют обет приношения, совершаемые на этом особом пути.

  • «Что бы ни находилось в этом мире: цветы, фрукты, овощи и дающие жизнь воды, горы драгоценного камня, уединенные леса для созерцания, делящиеся по земле побеги, украшенные прекрасными сияющими цветами, деревья, чьи ветви сгибаются под тяжестью изысканных плодов запахи и ароматы, несущиеся из мира богов, волшебные, изумрудные деревья, блаженные завод с цветами лотоса, наполненные сладким пением лебедей, дикие и полевые растения: все, что служит для подношений, и все, что содержится в бесконечности пространства и никому не принадлежит, — я вбираю все это в свой ум и подношу Совершенным и их духовным сыновьям». 

Следующий шаг приносит полное самоотречение.

  • «Целиком и без остатка я посвящаю себя Просветленным и их духовным сыновьям: владейте мной, возвышенные существа! Наполните меня смирением, я приношу себя вам. Став вашей собственностью, мне больше нечего бояться в этом мире. Я буду делать лишь то, что послужит пользой для других существ. Я оставлю все свои прежние заблуждения и больше не совершу неправедных поступков. Я не понимал, что являюсь лишь странником, проходящим по этому миру. Без конца, день и ночь, уходят жизненные соки и приближается смерть. И поэтому в этот настоящий день я приму убежище у великих и могучих защитников мира. Всем своим сердцем я принимаю убежище в учении — среди сонма бодхисаттв. С молитвенно сложенными руками я заклинаю Совершенно Просветленных во всех концах Вселенной: пусть зажгут они свет истины для всех тех, кто иначе по причине своих заблуждений упадет в бездну страдания». (Лама Говинда. Творческая медитация)

В пути бодхисаттвы мы различаем живую традицию, в самом центре внимания которой находится сердце. Не думайте, что путь сердца можно охватить рамками какого-нибудь одного процесса. Буддизм просто выделил отдельный путь, где процесс преображения приобретает осязаемые формы. Путь сердца нашел различные воплощения. Суфийские мистики знают, что открытое сердце ведет к экстазу. Христианские мистики обретают здесь любовь Бога. Главное это живой опыт сердца. Наименование самого опыта всего лишь ярлык. Не думайте, что мистическая любовь сердца есть нечто недосягаемое. Когда вы поймете желание собственного сердца, оно расцветет.

Медитация «Мир в моем Сердце»

Сядьте, примитесь за созерцание, представив образ мира, как он виден из космоса. Поместите этот образ мира в свое сердце. Вот и все. Ваша любовь к миру довершит остальное.