Пути духовного развития в индуизме и буддизме

Путь духовного развития Общепринято говорить о жизни как о неком духовном пути человека. Такая метафора ценна тем, что в ней выражена идея путешествия, имеющего свое на­чало и цель следования. К тому же приятно осоз­навать, что мы не одни и что иные до нас шли по этому пути. Идея о пути духовного развития особо утвердилась на Вос­токе, где издавна существуют монашеские общи­ны. В таких своеобразных условиях естественным образом вырабатывался общий для всех язык. Поколение за поколением обеспечивали непре­рывность традиции, проводя жизнь в занятиях, практике и беседах. И понятие пути явилось ес­тественным следствием такой длительной преемственности.

Пути жизни в индуизме и буддизме

Буддизм предлагает нам духовный путь развития, ведущий к просветлению. Индуизм проповедует принцип множественности в единстве и предлагает несколько дорог:

  • Карма-марга — путь ритуально-чистых деяний (связан с мирской жизнью домохозяина, отправлением ритуалов, исполнением социального долга и рав­новесием между обращенностью к миру и внутрь себя).
  • Бхакти-марга — путь преданности (лично­му богу и безграничной любви к нему).
  • Джняна- марга — путь к сверхрациональной интуиции, по­знания единого (заключается во всецелом обраще­нии внимания внутрь себя).
  • Виракти-марга — путь аскетизма, подвижничества.

Эти различные дороги указывают на тот факт, что люди, вступа­ющие на путь духовной жизни, обладают различ­ным характером. В христианстве же, напротив, идея пути на­шла меньшее развитие. Христианские мистики хоть и существовали, но там, где восточный мис­тический опыт успешно развивался в своей пре­емственности, христианская мистика предстала скорее как исключение из правил, и вследствие этого преемственность в передаче мистического опыта так и не выработалась.

Этапы на пути духовного развития

Представление о пути не чуждо и запад­ной эзотерической традиции. Благодаря трудам Элис Бейли новый и обширный корпус эзотеричес­ких материалов оказался достоянием западной культуры. Она действовала как телепатический медиум для личности, который называл себя Джвал Кхул, иначе Тибетец, один из Вознесенных владык. По ее словам, имен­но он продиктовал Е. Блаватской «Тайную доктрину». Тибетец разбивает духовный путь на три этапа: путь послушника, путь ученика и путь посвящен­ного.

Путь послушничества соответствует тому периоду, когда каким-то образом человек начи­нает ощущать духовный зов. Это исключительно время поиска. Согласно Тибетцу, данный период отличает самоосознанная выработка человеком характера, сознательное желание помогать силам эволюции, зачаточный интерес к божественной мудрости и желание уяснить себе надличност­ную, трансперсональную цель. Данный период жизни чрезвычайно деятелен у человека. Жадно читаются книги, ищутся учителя, сплачиваются группы. Это нередко период борьбы и разочарова­ний; разочарования идут рядом с открытиями. Прилежный поиск вознаграждает взыскую­щего, который обретает духовное пристанище, да­ющее кров и поддержку. Человек уже способен углубить как свои убеждения, так и свое понима­ние. Поиск не прекращается, а непрестанно рас­ширяется само его поле.

Этап ученичества

Это незыблемость приверженнос­ти духовному принципу. Но это также и время вызова и личного возмужания, ибо врата духов­ной ответственности теперь открывают новые го­ризонты. Подвижник становится преданным свое­му делу, его устремления начинают меняться, смещаются ценностные ориентиры и приорите­ты. Кипучая деятельность прежних лет сменяет­ся более сосредоточенной, упокоенной внешней жизнью. В соответствии с планом, начертанным Тибетцем, путь ученика характеризуется более глубокой убежденностью служить человечеству, эволюции, развитием высших способностей созна­ния, переходом от личного к надличностному, трансперсональному и углубленному осознанию духовной ответственности, приходящей вместе с духовным просветлением.

Этап посвящения

Венец сплоченного труда и развития ученика. Его отличает все более глубокий духовный опыт, непрерывное рас­ширение сознания, растущее понимание с нефизи­ческих уровней действительности и взаимодействие с ними. Это ведет к полному преображению челове­ческого существа на всех уровнях. Путь и человек сливаются, посвященный возлагает на себя труды традиции со всей готовностью и радостью. Эта схема широко распространена: любопытство переходит в убежденность, духовные поиски при­носят свои плоды, сознание расширяется. Медита­ция является единственным ключом к проявле­нию подобной картины. Без объединяющей прак­тики любопытство так и останется праздным, по­иски не завершатся, а сознанию будет доступна лишь одна обработка поступающей информации.