Сила творческой визуализации. Медитация «Чистый взгляд»

Практика визуализации

Сила творческой визуализацииВоображение начинается с умственной способности создавать образы, часто именуемой мысленным взором. Это вполне обычная, но не развитая в человека способность. Засилье внешних зрительных образов заглушило проявление активного воображения и сделало нас ленивыми. Воображение является недооцениваемой умственной силой. Мы привыкаем мыслить словами.

Писатель Генри Сколимовски ясно понимает значение творческого мышления:

«Сила творческой визуализации есть сила ума. Это форма сна наяву, которая посредством удивительного процесса превращения, происходящего между умом и действительностью, способна преобразить воображаемое в действительное. Как происходит подобное, является тайной, но есть немало важного из того, что мы не знаем, поэтому нам следует чтить и прославлять таинственное, а не страшиться его».

Медитационные практики, использующие способность творческой визуализации образов, становятся сегодня все более популярными. Они чаще всего приобретают форму направленных путешествий через внутренние символические ландшафты. Постоянное использование такой естественной функции организма пробуждает активное воображение и ведет за собой творческие силы. Детское воображение встречает взрослую осознанность в творческом слиянии идей и возможностей; это и есть открытие мысленного взора.

Творческая визуализация широко распространена как в западных, так и в восточных системах, за исключением, возможно, дзэн, где не используют образы в целях медитации. При таком подходе создается и удерживается в сознании мысленный образ.
Простые образы усложняются по мере того, как медитирующий набирается опыта. Важно отметить, что сама визуализация не является целью любой медитации, она всего лишь средство, ведущее к поставленной цели. Визуализация служит инструментом познания собственной природы, а не является самим познанием. Иными словами, мы создаем внутренние образы с тем, чтобы приблизить озарение, а не создать череду образов. Воспроизведение образа перед мысленным взором лишь вопрос техники. Жизненно важная сторона самой медитации заключается в личном восприятии образа. Семена преображения покоятся в этой наиболее священной сфере, между традиционным образом и личным восприятием его. Прежде всего, визуализированные образы часто воспринимаются как надуманные, они могут быть плоскими или двумерными. Концентрация способна ослабеть, и образ тогда померкнет. Однако, по мере практики, двумерный образ начнет двигаться, можно будет погрузиться в ожившую картину и обжиться в ней. Так создается внутренний мир.

Когда эта способность развивается в процессе медитации, она начинает спонтанно проявляться и вне обычных созерцательных сеансов. Воображение, функция сознания по созданию образов, обретает жизнь. Кроме того, зрительные восприятия, как внешние, так и внутренние, становятся весьма острыми. Активизируется мысленный взор, и потому повседневные события наблюдаются спокойно. Становятся заметными тончайшие цветовые оттенки, игра светотени, образы, текстура и всевозможные нюансы, на фоне которых и разворачивается обыденная жизнь. Не требуется никаких усилий, подобное беспристрастное наблюдение происходит, как только вам удалось оживить свой ум, который, словно дополнительное измерение, соединяет внешний мир событий, обстоятельств и местопребываний с внутренним миром субъективных восприятий. Итоговый творческий сплав рождает способность выражения внешнего и внутреннего мира в осмысленной форме.

Не секрет, что особые изменяющие состояние ума препараты — психоделики, создают новое, хоть и на время, восприятие. Интенсивность такого внезапного сдвига в восприятии сознания часто поражает, творческие способности проявляются достаточно спонтанно. Мир видится другими глазами, даже самое обычное и повседневное приобретает удивительные свойства. Сама основа восприятия меняется, когда узкие рамки пяти органов чувств раздвигаются. С незапамятных времен человеку известны те растения и вещества, что изменяют состояние сознания. Но только в шестидесятые годы секрет некоторых из них стал доступен широким массам. На почве распространившейся практики изменения сознания расцвела новая культура, психоделическое искусство и медитативная музыка. Стали другими восприятие и взгляды целого поколения. Это была революция в сознании. Медитация также вызвала перемены в восприятии и взглядах. Но данный сдвиг в сознании носит не временный, а постоянный, не мимолетный, а устойчивый характер. Созерцающий ум возводится медленно. Он строится изнутри. Созерцающий ум есть ум творческий. Откройте внутренний взор, являющийся взором воображения. Пробудите творческую визуализацию посредством собственной способности создавать образы в самой обыденной обстановке.

Правое и левое полушарие

Предпринимая сознательные усилия по развитию у себя способности к  творческой визуализации образов, мы опираемся на функции правого полушария мозга, ответственного за распознание образов и расшифровку символов. Клинические исследования на больных с расщепленным мозгом, у которых было перерезано мозолистое тело (corpus callosum), стали показательны в этом плане. Левое полушарие мозга интерпретирует, рационализирует и удостоверяет то, что предъявляет правое полушарие. Оно и названо интерпретатором. Обычный эксперимент с больными, у которых расщепленный мозг, показывает, как работает такой интерпретатор. Когда команда идти воспринималась только правым полушарием, испытуемый тотчас вставал, чтобы покинуть место испытания, и рационализировал свое действие рассуждением: «Я иду в дом, чтобы получить дозу кокаина». Это удостоверение завершало полученное предписание. В другом эксперименте, когда страшные образы предъявлялись только правому полушарию, немедленно проявлялось чувство страха. Испытуемый начинал бояться врача.

Эти исследования показывают, сколь любопытно складывается ситуация, когда правое полушарие знает, что испытывает человек, но дает сигналы исключительно языком образов, символов и представлений. Левое же полушарие лишь предполагает, что испытывается, и, контролируя функцию речи, представляет свою собственную гипотезу как факт. Дальнейшие эксперименты убеждают в том, что конечное толкование любого опыта связано с левым полушарием мозга. Иными словами, то, что мы испытываем, есть заключение интерпретатора.

При редко встречающемся заболевании, известном как синдром Капграса, который вызывается особым повреждением правой стороны мозга, больные полагают, что их домашние и друзья являются самозванцами. Исследователи Рамачандран и Херстейн утверждают, что, хотя мозг и распознает лицо в нижней височной доле коры мозга, физические повреждения препятствуют процессу эмоционального распознавания в лимбической системе. Иными словами, левая часть мозга распознает лицо, но в отсутствие эмоционального заряда рассудочно заключает, что оно принадлежит не реальному близкому человеку, а скорее самозванцу! В таком случае не удивительно, что все системы медитации стремятся обойти эту рассудочную функцию мозга, которая просто рационализирует поступающую информацию.

Доминантность левосторонней части мозга можно ослабить посредством методов, которые одновременно с успокоением интерпретатора усиливают воображение. Интерпретирующую функцию, выполняемую левым полушарием, можно, однако, использовать на благо, если поставить ее под контроль более высокого центра. Исследователи Богены показали, что творческие способности зависят от интеграции деятельности полушарий. Медитация приводит к существенной интеграции работоспособности обоих полушарий. Устройства слежения, такие, как «умственное зеркало» вполне убедительно доказывают это. Когда оба полушария работают совместно, то правое генерирует вспышки интуитивного прозрения, тогда как левое обеспечивает их аналитическую проверку.

Медитация «Чистый взгляд»

Что получится, если вас попросить представить лунную дорожку на водной глади, или же дерево на фоне осеннего дня? Когда открыт мысленный взор, на свою повседневную жизнь мы смотрим новыми глазами. Как часто мы ощущаем, что нашу жизнь затягивает рутина! Мы беспрестанно повторяем одни и те же монотонные действия, идем по одной и той же устоявшейся колее, следуем одним и тем же привычкам, возможно, даже одинаково мыслим. Когда нами овладевает тоска, мы безотчетно хотим изменить обстановку, цепляемся за все новое, иное. Однако даже новое со временем устаревает, новизна приедается, а тоска вновь возвращается. Многое в жизни рутинно, однообразно и монотонно. И нуждаемся мы вовсе не в смене обстановки, а в смене внутренней точки зрения. Измените ваше восприятие, и вы окажетесь в ином мире, испытаете иную реальность.

Прекратите свои дела. Оглядитесь вокруг. Откройте внутренний взор. Что вы видите вблизи себя? Проведите несколько минут, просто наблюдая вокруг. Что вы заметили? Можно многое увидеть: цвет, образ, текстура, контраст, свет и тень постоянно окружают нас. Возьмите за привычку присматриваться к окружающему, где бы вы ни находились. Насколько вы наблюдательны? Мысленный взор напрямую связан со зрением. Если вы проходите по жизни словно сомнамбула, то вашему мысленному взору будет почти не на что опереться. Воображение, питающее творческую визуализацию, опирается, естественно, на память или чистое воображение. Иными словами, мысленные образы могут быть созданы на основе практического опыта или же вызваны из мира грез.