Сосредоточение внимания. Развитие концентрации

Сосредоточение внимания на объекте

Цель для концентрации вниманияМожно представить все сложности медитации в виде хорошо знакомого образа мишени. Подобно тому как мишень служит для указания нашей цели, так и предмет медитации служит в качестве мишени внутри ума. Просто во время медитации практикующий стремится удерживать свой ум сосредоточенным на предмете медитации. Иными словами, мысли будут устремлены к определенной цели. Подобное представление мы встречаем в традиции иудаизма в виде классического талмудического обозначения умственного сосредоточения внимания, развития концентрации, кавваны, что значит «нацеленность». Само слово происходит от корня кавен — стремиться, нацеливаться. Развитие практики кавваны является главной темой иудейской мистической традиции.

Хотя вначале наша концентрация может быть и весьма краткой, но если же мы будем упорствовать в своей практике, то ее длительность будет постепенно увеличиваться. (Геше Рабтен. «Сокровище Дхармы»). Это то же самое, что и одноточечное сосредоточение ума, иначе именуемое самадхи. Проще всего созерцание, медитацию можно выразить как состояние сосредоточенного внимания. 

Сосредоточение внимания — путь к концентрации

С помощью идеи о мишени, расположенной внутри нашего ума, наглядно видно, что нашей целью должно быть попадание как можно ближе к «яблочку». Конечно, легче сказать, чем сделать, что известно каждому, кто пытался осуществить подобное. И все же не следует впадать в отчаяние при первых неудачах. Трудность такой, на первый взгляд легкой, задачи признавали мудрецы и духовные наставники во все времена. В «Бхагавад- гите» Арджуна говорит: «Ум столь беспокоен, непостоянен. Ум строптив, упрям и своеволен, что трудно его обуздать, как и ветер». Нетрудно убедиться в правдивости таких слов. Достаточно часто мы сталкиваемся с сумятицей наших собственных мыслей, с мучащей нас тоской, собственным упрямством и неспособностью сосредоточиваться. И, встав на путь созерцательной практики, мы, возможно, впервые начинаем присматриваться к свойствам собственного ума. Здесь многое должно открыться и многому нужно научиться. Геше Рабтен описывает медитацию как «средство управления, укрощения и, при случае, преображения ума». Путь к подобной честолюбивой цели начинается с самого простого: мы приступаем к развитию концентрации внимания. Сюда входит уровень длительно сосредоточенного внимания и дополнительно включается элемент самонаблюдения. Подобное состояние ума существенно отличается от повседневного сознания. Простой пример позволит уяснить вам представление об одной части ума, наблюдающей за другой его частью. Наблюдайте за потоком вашего собственного сознания, следя за своими мыслями.

Непосредственное наблюдение

Просто посидите спокойно некоторое время; достаточно будет нескольких минут. Закройте глаза и обратите внимание вовнутрь себя. Попытайтесь следить за тем, что происходит в вашем уме, и запоминать все (это легче сказать, чем сделать). По окончании запишите все мысли, что пронеслись у вас в голове за этот короткий период времени. Результаты обычно поражают; давние воспоминания, ассоциации, будущие планы и бессвязные мысли пробегают в стремительном темпе. Здесь приходит на помощь идея замедления потока сознания. Первые попытки сосредоточить внимание часто обескураживают.

Нежелательные мысли возникают как бы ниоткуда. Развитие такого умения в виде постоянной и устойчивой способности нашего сознания требует времени и усилий. Это произойдет не в течение недели, и здесь не избежать разочарований. Добиться подобного без личной самоотверженности будет нелегко. Напутствие со стороны людей опытных всегда звучит благожелательно и ободряюще: не сдавайтесь, идите вперед. Не давайте вашим мыслям увлечь себя, позвольте им уйти. Обратите ум на предмет созерцания, поставленную цель. Пусть мысли текут своим чередом. Сохраняйте сосредоточенность и внимание.

Сосредоточенное внимание требует для своего развития выработки способности концентрации сознания. К сожалению, это особое качество несет на себе налет ученической работы и принудительного обучения, которые часто оказываются бесполезными. Слишком упорно мы связываем концентрацию с умственным напряжением, интенсивным усилием и трудным занятием. Концентрация — это не цель сама по себе, а необходимое предварительное условие, которое исключает отвлечение и рассеянность внимания. Без концентрации невозможно удерживать в уме ни один из предметов медитации. Медитация начинается с концентрации, сосредоточенного внимания. Это первый шаг, но не последний. Концентрация нуждается в предмете, мишени, на которую мы должны нацелиться.