Сострадание и милосердие

Обретение семян сострадания

Более полное понимание нСострадание и милосердиеачинает приходить тогда, когда мы оказываемся способны смотреть за пределы самих себя. Нам легко ценить себя и всегда ставить собственные нужды выше чего бы то ни было. Буддизм особым образом накладывает узду на такого рода эгоцентризм, утверждая необходимость всего сущего. Это учение требует от нас, чтобы мы ценили нечеловеческие формы жизни. Такое учение оказывает глубокое и реальное воздействие на поведение в мире. Например, невозможно представить буддиста, участвующего в охоте на зверя. В период вымирания отдельных видов животных и падения нравов мы нуждаемся в философии, которая бы поддержала наши усилия в борьбе против законов рынка. Буддизм проповедует чтобы мы обращались со всеми разумными существами, как если бы они были нашими заботливыми матерями. Мысль впечатляющая, даже поразительная. Она служит хорошей исходной точкой для развития альтруизма.

Ценя другую жизнь, мы пытаемся отыскать общее для всех место в более обширном мире; нам не нужно что-то присваивать или кого-то эксплуатировать, мы просто должны научиться сотрудничать. Когда мы чаще принимаем в расчет других, то, как следствие, происходящее расширение горизонтов нашего сознания и бытия раскрывает ум и сердце. Сострадание и милосердие рождается в том случае, если личность сама дает ему проявиться в себе. Тхить Ньят Хань находит тому простой пример: «Наблюдая за зеленой гусеницей на листе, мы понимаем ее важность исходя не только из нашей эгоистичной точки зрения как людей, но и из понимания взаимозависимости всего сущего. Осознавая ценность всякой жизни и любого существа, мы не должны лишать гусеницу жизни. Если однажды мы убьем гусеницу, мы ощутим, словно мы убили самих себя, что часть нас умерла вместе с гусеницей».

Мы инстинктивно ощущаем, как умаляет нас собственный эгоизм и бессердечность. Будучи обществом, мы должны научиться проявлять сострадание и милосердие любым образом, по мере возможностей. У цивилизации, где в основе успеха лежит техника, остается мало места для сострадания. Когда вы находите семена сострадания в самих себе, вы таким образом способствуете становлению великого целого. Если вы сумеете сохранить в себе огонь, он воспламенит сердца других. Слишком часто мы ощущаем, что наш малый вклад ничего не меняет.

Лусис Траст напоминает нам о ценности индивида: «Когда каждый сам начнет двигаться к более осмысленному и сострадательному пониманию, он тем самым поможет человеческому роду еще ближе подойти к его духовному предназначению» . Признание собственной духовной природы позволяет индивиду осознать божественное во всех формах жизни. Следующее упражнение по медитации, являющееся видоизмененным вариантом буддийского упражнения, поможет вам изменить самих себя ради других.

Упражнение «Брать и давать»

Сядьте спокойно, закройте глаза и настройтесь на свой собственный сердечный центр. Теперь представьте в своем сердце золотой сосуд. Когда этот образ утвердится в вашем воображении, начните представлять, как там собирается масса живых существ. Буддизм использует здесь существа из шести миров, изображенных на Колесе бытия. Вы можете вообразить любые существа — людей, животных, — собирающиеся в вашем сердце. Каждое существо привела туда своя нужда. Когда собравшиеся разместятся вокруг сердечной чаши, их нужды начнут выражаться через общее дыхание, которое представляется в виде поднимающегося темного пара. В момент вдоха общие нужды собравшихся будут втягиваться в сердечный центр. Их общее дыхание попадет в ваш сердечный центр. При задержке дыхания, когда общие нужды удерживаются внутри сердца, вырабатывайте в себе любовь, сострадание и милосердие. При выдохе представьте свет, льющийся через центр и охватывающий собой собравшихся. Продолжайте и дальше тем же образом «брать и давать». В конце представьте, как окруженные светом существа возвращаются в мир, при этом чаша постепенно тускнеет и исчезает.

Геше Рабтен пишет: «Данная практика помогает нам выработать как требуемое отношение к другим, так и умственную силу. Возможно, некоторые сомневаются относительно ее действенности и скажут, что это всего лишь работа воображения, которая напрямую не окажет никакой реальной помощи другим. Пожалуй верно, что само желание непосредственно не поможет другим, но оно, без сомнения, положительно способствует развитию ума и будет содействовать живым существам опосредованно. Иными словами, если мы уже выработали в самих себе достаточную силу для сострадания и милосердия, мы оказываемся более склонными и способными действовать в реальном мире по чьему-либо зову».