Сознательная жизнь. Дыхание и движение

Медитация и осознанность

Сознательная жизнь. Дыхание и движениеВыражение «Познай самого себя» приобретает новый смысл в свете практики осмысленности. Сколь осмысленны ваши собственные действия? Насколько ваша жизнь сознательна? «Бессмысленное варварство» — выражение, понятное нам всем и означающее безрассудное действие, бессмысленное разрушение, бесконтрольное поведение. Выражение «бессмысленная жизнь», возможно, режет слух, но тоже имеет право на существование. Что означает «бессмысленная жизнь» и как можно ее избежать? Буддизм располагает большим арсеналом средств по выработке осмысленности и предлагает определенные практики противостояния бессмысленно проживаемой жизни. Сознательная жизнь включает несколько областей: сознательное дыхание, сознательное движение, осмысленность содержания ума и состояния чувств. Пусть эти названия не вводят вас в заблуждение. Данные практики вовсе не таинственны и не эзотеричны, они превосходно подходят к ситуациям повседневной жизни.

Вьетнамский монах и писатель Тхить Ньят Хань понимает нужды обыденной жизни. Ему знакомы тяготы повседневности. Вот нужно что-то спланировать, посоветоваться с ближними своими, постараться разрешить бесчисленные трудности, и как все это тяжко дается. Вы можете спросить: как же тогда вести сознательную жизнь? И я отвечаю: удерживайте свое внимание сосредоточенным на вашей работе, будьте готовы с умом и толково разобраться с любой возникающей ситуацией — и это будет сознательная жизнь. Здесь проявляется союз практики с повседневной жизнью. И творится целостность жизни.

Сознательное дыхание

Осмысленность дыхания является главной для сознательной жизни, подобно тому, как дыхание — необходимость самой жизни. Дыхание можно использовать самым различным образом. Сознавайте свое дыхание и сделайте его своим другом. Попытайтесь лечь прямо, без подушки, положите одну руку на живот, а другую — на свою грудь. Дышите глубоко и плавно, пока не осознаете связь между животом, легкими и диафрагмой. Затем вы можете измерять длину своего собственного дыхания, считая про себя. После этого возможно удлинять свой вдох или выдох. Все эти простые упражнения вырабатывают у вас концентрацию и внимательность. Следование за дыханием или удлинение его учит фиксировать мысли и заострять внимание. Вы можете вырабатывать осмысленность дыхания концентрацией внимания на физическом ощущении соприкосновения с воздухом, который можно почувствовать над своей верхней губой, или же у кончика носа, где также наблюдается слабое физическое движение. Такие ощущения обычно мимолетны. Осознание их позволяет увеличивать нашу восприимчивость.

Сознательное движение

Тот же самый принцип привлечения пристального внимания применяется и к другим сторонам повседневной жизни. При развитии у себя осмысленности восприятия и сознательного движения мы наблюдаем за собственными реакциями на внешние раздражители ежемоментно. Соответственно, мы замечаем, как вещи заставляют нас чувствовать себя, т. е. доставляют либо приятные, либо неприятные ощущения, или же оказываются безразличными для нас. При развитии осмысленности положения тела мы сосредоточиваем внимание на нашем собственном движении также ежемоментно. Подобный вид осмысленности может косвенно улучшить здоровье. Положение тела является основой Александер-техники (Alexander Technique), при которой важное внимание уделяется самоосознанию движения тела. Обычно мы обращаем мимолетное внимание на то, как мы сидим, стоим, двигаемся и ходим. Проверьте сейчас, как вы сидите? Что вы могли бы еще узнать о своей позе в настоящий момент времени? Вырабатывая осмысленность своих умственных состояний, мы переходим к самонаблюдению. Регистрируя изменяющиеся состояния своего ума, мы начинаем видеть самих себя. Мы можем засвидетельствовать гнев, вину, страх, щедрость, доброжелательность и радость. Содержимое ума также наблюдается для того, чтобы выявить природу возникающих в нем мыслей. Все состояния наблюдаются как бы со стороны, без вынесения суждения либо критики.