Внутренний свет души человека

Свет внутри человекаКаждый в отдельности обладает потенциалом, чтобы обрести просветление в течение этой жизни или в последующих перевоплощениях. Лама Говинда.

Символ света часто используется в духовных трактатах, и это нетрудно понять. Просто задайтесь вопросом, чего бы вам более всего хотелось в полном кромешной тьмы помещении? Наверняка вашим пожеланием был бы «свет». Подобно тому, как свет помогает вам передвигаться в темноте, таким же образом он олицетворяет собой появление самосознания через плоды прозрения и процесс внутреннего преображения души человека.

Упражнение-медитация «Создание Света»

Представьте себя находящимся в совершенно темной комнате. Тьма вокруг кромешная, так что вы не в состоянии различить руку перед собой. Вы утратили чувство ориентации, как во времени, так и в пространстве. Окружающий вас мрак заставляет думать о свете. Вы начинаете томиться в темноте мыслями о свете. Вы начинаете изнывать от жажды к свету. Образ света начинает заполнять ваш ум. Вы не думаете ни о чем ином, все ваши мысли только об одном — о свете. По мере того как крепнут и проясняются ваши мысли, вы замечаете, что мрак вокруг, похоже, начинает рассеиваться. Вы не оставляете свои мысли и пребывая в медитации, продолжаете создавать внутренний свет. Окружающий вас мрак расступается. Пространство заполняет тусклое свечение. Это ваш свет. Так что вы выбираете в будущем — свет или тьму?

Свет часто употребляют в качестве метафоры к духовному пробуждению. Он служит также символом ясности и понимания. Внезапные моменты совершенной ясности вовсе не метафоры, подобные вспышки сознания имеют место в действительности, среди повседневной жизни. Иногда такие прозрения принимают апокалиптические черты и словно разрушают прежнее восприятие реальности, создавая одновременно новое. Мы говорили об абсолютном и относительном уровнях сознания. Мы выявили природу экзотерического, эзотерического и мистического путей. Мы все можем связать с позицией относительного понимания, что является общим условием человеческого существования. В то же самое время мы можем признать, что опыт абсолютного также находится в пределах человеческих возможностей.

Внутренний свет души и просветление сознания человека

Не все добиваются квантового скачка бытия, но остается опыт. Это и есть указатель для тех, кто ищет его. Опыт просветления не ограничивается великими и знаменитыми мистиками в истории. Это живая реальность, прикоснуться к которой может и вполне обычный человек, живущий в нынешнем мире. Рассказы очевидцев подобного опыта захватывающе интересны и могут пополнить наше понимание опыта просветления.

История, поведанная одной домохозяйкой, описывает ее напряженную работу над дзенским коаном «Му». После семи дней упорной внутренней работы и духовного «инкубационного» периода, она испытала свое первое про-светление:

Последовавшие за этим дни и недели были самыми счастливыми и ясными в моей жизни. Ничто больше не представлялось мне проблемой. Все либо делалось, либо нет, но в любом случае здесь уже не было ни беспокойства, ни страха. Прежние отношения с людьми, которые некогда не давали мне покоя, теперь представлялись совершенно ясными. Впервые в своей жизни я была способна двигаться беспрепятственно, подобно воздуху, свободная, наконец, от себялюбия, которое всегда так мучительно сковывало меня.

Примерно шесть лет спустя она испытала второе просветление:

Одним весенним днем, когда я работала в саду, воздух, казалось, колыхался необычным образом, словно привычное течение времени обрело новое измерение, и я осознала, что должно что-то произойти, если не сегодня, так вскоре. Надеясь как-то подготовиться к этому, я удвоила свои занятия дзадзэн и каждую ночь допоздна засиживалась за чтением буддийских книг. Несколько вечеров спустя, после усердного чтения «Тибетской книги мертвых» и последующего принятия ванны, я уселась перед портретом Будды и стала слушать при свечах медленную музыку, бетховенский струнный квартет ля минор глубокое выражение человеческого самоотречения, — а затем легла в постель. На следующее утро, сразу после завтрака, я вдруг почувствовала себя так, словно меня поразила молния, и меня стала бить дрожь.

В один миг вся травма, вызванная моим мучительным рождением, пронеслась, как вспышка, в моем уме. Подобно ключу, она открыла выход темным глубинам тайных обид и скрытых страхов, которые вытекали из меня, словно какая-то отрава. Полились слезы и так обессилили меня, что пришлось лечь… Постепенно центр моего внимания переместился: я мертва! Нет ничего, что могло бы называться мной. Меня никогда и не было! Это лишь аллегория мысленный образ, схема, по которой ничего никогда и не создавалось. От восторга у меня закружилась голова. Материальные предметы представлялись как тени, и все, на что ни падал мои взор, было восхитительно прекрасно Эти слова могут лишь дать приблизительную картину того, что открылось мне:

  • Мир, как он воспринимается чувствами наименее истинен (в смысле полноты), наименее динамичен (в смысле вечного движения) и наименее важен в обширной «геометрии существования» невыразимой глубины, степень вибрации, сила и тонкость которой не поддаются описанию.

  • Слова неуклюжи и примитивны — почти бесполезно пытаться ими выразить истинное многомерное воздействие невыразимо широкого комплекса динамических сил, для контакта с которыми нужно покинуть обычный уровень сознания.

  • Самое элементарное действие, такое, как прием пищи или почесывание руки, вовсе не просто. Это лишь видимое движение в сплетении причин и следствий, достигающее неизведанности и возвращающееся в бесконечность тишины, куда индивидуальное сознание не может ступить. Нет, воистину, ничего, что следовало бы знать, и ничего, что можно было бы познать.

  • Физический мир является бесконечностью движения, существования во времени. Но одновременно он и бесконечность тишины и пустоты. Каждый предмет поэтому прозрачен. Все имеет свой особый внутренний характер, свою собственную карму или «жизнь во времени», но вместе с тем здесь нет места, где бы была пустотность, где один предмет не перетекал бы в другой.

  • Самые малые перемены в погоде, слепой дождь или слабое дуновение, действуют на меня — что здесь сказать — как чудо несравненной красоты, неописуемого восторга. Не обязательно что-то делать; просто бытие составляет высшее действо.

  • Вглядываясь в лица, я различаю кое-что из длинной череды их прошлого существования, а иногда и кое-что из будущего. Прошлое отступает за внешнюю оболочку, подобно остающимся всегда мягкими тканям, в то же самое время выдаваясь на ней.

  • Когда я одна, то могу слышать «пение», идущее отовсюду. Любая вещь обладает своим собственным голосом; даже думы, мысли и чувства имеют свой голос. Но несмотря на такое многообразие голосов, все они сливаются в одно невыразимо раздольное пение.

  • Я ощущаю любовь, которую из-за ее беспредметности лучше назвать нежностью. Но мои старые эмоциональные восприятия все еще мешают своей грубостью выражению этой совершенно тонкой и легкой нежности.

  • Я ощущаю в себе сознание, которое и не мое, и не ко мне относящееся, которое защищает или направляет меня так, чтобы способствовать моему собственному росту, и удерживает меня от того, что препятствует такому росту. Оно подобно потоку, в котором я плыву и который выносит меня за пределы самой себя».

Кого не взволнует, даже слегка не ошеломит такой глубокий и драматический опыт? Эти состояния, которые кажутся столь далекими от мирских и повседневных устремлений добропорядочных граждан, показывают нам тот потенциал, что заключен в самом человеческом сердце. Данный рассказ переносит нас из мирского и обыденного опыта повседневной жизни в удивительные миры неведомых восприятий; можно было бы пытаться отмести все подобные рассказы, представив их не более как плодами расстроенной психики. Но ведь и другие писали о просветле¬нии. Японский наставник Косэн Имакита так описал свой собственный опыт:

Однажды ночью, когда я сидел, поглощенный созерцанием, я вдруг впал в удивительное состояние. Казалось, что я мертв, поскольку был полностью отъят от всего. Не существовало более ничего, ни до, ни после, предмет моего созерцания и мое «я» исчезли. Единственно сохранившимся было ощущение того, что мое сокровенное «я» полностью заполнило все, что окружало меня. Бесконечный свет струился во мне. Спустя некоторое время я пришел в себя, словно восстав из мертвых. Зрение, слух, движения и мысли — все казалось полностью преобразившимся по сравнению с тем, что было прежде.

Мы можем видеть те же самые образы преображения в словах песни, напетой некой Йеше Цодчжел.

Мое рождение было низким, но заслуга моя велика
Теперь мое тело преобразилось
И обычный взгляд навсегда исчез
Возникло самадхи, в свете которого все иллюзия
И я управляю пятью стихиями
Теперь моя речь стала тантрой
И бесполезная пустая болтовня теперь в прошлом
Ваджра-подобное возникло самадхи
И интуитивно я знаю и использую соответствующие виды, сутр и мантр
Теперь мой ум стал буддой
И мои обыденные мысли исчезли в пустом пространстве
Возникло самадхи бодхисаттвы