Разделы сайта
Карта сайта

Православные обряды в современной России — опыт социологических исследований

Социологические исследования в нашей стране проводятся ВЦИОМ, ФОМ, ЦИРКОН, ассоциацией региональных социологических центров, институтом проблем глобализации, Левада центром и т.д.

Эмпирические данные, касающиеся взаимодействия общества и религии имеют весомое значение. Так, Левада центр периодически проводит опросы населения. Стоит привести данные последнего опроса от 19 февраля 2016 г. Согласно данным Левада центра было опрошено 800 человек – 100 % путем личного интервью, в возрасте от 18 лет и выше (рис. 2.1).

Таким образом, как видно из рис. 2.1.,  большинство респондентов 40%  не придают значения и роли религии в их жизни, для 28% религия играет важную роль, для 22% религия не играет никакой роли. Соответственно, большая часть респондентов, около 62%, не придает значения религии в жизни.

Таким образом, большая часть респондентов – 56% считают, что в России религия оказывает влияние ровно столько, сколько должно быть. Анализ результатов показал, что для большинства респондентов религия оказывает значительное влияние на жизнь общества.

Таким образом, большая часть респондентов 47% считают, что религия поддерживает нравственность.

В 2015 году ВЦИОМ провел опрос на тему влияния религии,  в котором участвовало 1600 респондентов. На вопрос «помогает ли вам религия в обычной жизни?»данные ответов были распределены следующим образом:

Таким образом, согласно опросу ВЦИОМ, большинство респондентов считают, что религия не оказывает существенного влияния на общественную жизнь.

В 2018 г. в связи с расколом  РПЦ (ситуация в Украине) был проведен ряд опросов  социологическим центром ВЦИОМ. Репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме с глазу на глаз проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. (таблица 2.2.)

Изучение статистики верующих в России по данным ФОМ

«Считаете ли вы себя верующим человеком и если да, то к какой конфессии, вы себя относите?»

Таблица 2.2.

Таким образом, как видно из таблицы 2.2., большинство считают себя православными верующими 63 %. Не считают себя верующими 23 % респондентов. В рамках гендерной оценки количество православных женщин (63 %) больше чем мужчин (57 %). В рамках оценки конкретных обрядов респондентам задавался вопрос о причащении (рис.2.5.)

Рис.2.5. Как часто вы совершаете обряд причащения?

По данным ФОМ, 54% православных не причащаются, 17% реже одного раза в год, 16% православных причащаются один-два раза в год, 2% затрудняются ответить. Что касается обряда крещения то ситуация следующая (рис.2.6.)

По данным ФОМ 78% православных приняли обряд крещения, в этом смысле стоит говорить о том, что это самый соблюдаемый обряд. Результаты опроса о соблюдении поста показывают следующее по данным ВЦИОМ (рис.2.7.).

По данным ВЦИОМ, большинство не соблюдает пост перед пасхой, 69% православных сохраняют обычный режим питания.

Таким образом,  большая часть населения 62% не придает значения религии в жизни. 56% считают, что в России религия оказывает влияние ровно столько, сколько должно быть. Большая часть респондентов 47% считают, что основная роль религии заключается в поддержании нравственности. Для большинства респондентов религия не оказывает существенного влияния на повседневную жизнь.

Однако при этом большая часть считают себя верующими 63% и относят себя к православным.

54% православных не соблюдают обряд причащения и 69% не соблюдают пост. Однако самым соблюдаемым обрядом остается обряд крещения – 78% респондентов крещены.

В 80-90-х гг. XX в. в нашей стране произошли существенные изменения касательно отношения к религии в коллективном сознании. Государственная и социальная система нашей страны претерпела процесс демократизации общества, на фоне которого произошел общественный рост интереса к религии с точки зрения социального и культурного явления. Общество в большей степени стало доверительно относиться к РПЦ.

К концу XX в. стала увеличиваться степень религиозности населения, увеличилась численность религиозных организаций. Также был выявлен показатель уровня религиозности, который в то время возрос до 50-80 % с 2000-2010 гг.

Качеством религиозной ситуации является уровень религиозности. На основе проведенных исследований социологов по Волгоградской области в 2006-2011 гг. Волгоградского государственного университета можно сделать выводы о состоянии религиозной ситуации и перспективу развития. В ходе данного исследования было выявлено, что большинство респондентов идентифицируют себя православными верующими. Однако, религиозность и степень ее проявления оказалась весьма противоречивой по результатам.

Уровень религиозности проявляется благодаря религиозным практикам, религиозному поведению внутри религиозной общины, а также через знание основ религиозных догм.

Исследование религиозной активности волгоградцев  показало, что большинство, причисляющих себя к православным верующим, довольно редко соблюдают религиозные практики, к примеру, не часто посещают храм.  Низкая религиозная активность выражается, прежде всего, в том, что большинство верующих не знают основные положения исповедуемого вероучения.

Выводы

Современное православие не является культурной доминантой в жизни общества. В условиях мировоззренческого плюрализма, аморфной религиозности церковь сохраняет неизменными основы своего вероучения, обрядовую практику, но при этом она активно стремится к открытому взаимодействию с современным миром, разрабатывает новые подходы и принципы работы с обществом, в основе которых находится диалог. Важным является то, что церковь пропагандирует не только свое вероучение, но в гораздо большей степени традиционные общечеловеческие ценности. Тем самым православие содействует сохранению и развитию национальной культуры, выступает против культа потребительства и материального успеха.

Автор: Александра Харитонова