Книга Юджина Хэрригэла «Дзэн в искусстве владения луком» позволяет взглянуть на мир, редко наблюдаемый западным жителем. Это личное повествование, изложенное доступным языком, о знакомстве европейца с дзэн-медитацией посредством искусства стрельбы из лука. Подобно всем хорошим повествованиям, его стоит перечитывать. В тридцатые годы нашего века один профессор философии Токийского университета томился в надежде, что его допустят к дзэн. Как европеец он был чужаком. Ни одни двери охотно не открывались перед ним. Наконец ему дозволили приобщиться к дзэн опосредованно, через одно из смежных искусств. Ему предложили следующие возможности: рисование, аранжировка цветов и стрельба из лука. Профессор Юджин Хэрригэл в своем выборе остановился на стрельбе из лука и был принят учеником к знаменитому наставнику Кэндзо Ава; так начался его путь к дзэн.
С самого начала Хэрригэлу становится ясным, что стрельба из лука — не спорт, не соревнование, а «безыскусное искусство», религиозный ритуал в своей основе. Ава описывал стрельбу из лука на языке парадоксов: «Духовные занятия и их предмет состоят в поражении духовной цели, так что по сути стрелок целится в самого себя и даже может преуспеть, поразив себя». Он обобщает стрельбу из лука в виде представлений, чуждых западному уму:
«Лучнику необходимо стать недвижимым центром. Затем наступает высшее и непреложное чудо: искусство становится «безыскусным», стрельба становится не-стрельбой, стрельбой без лука и стрел; учитель вновь становится учеником, наставник — новичком, конец — началом, а начало — совершенством».
Очевидно, что хотя Хэрригэл не раз слышал эти слова, их значение ускользало от него. Обучение Хэрригэла у его наставника было долгим и трудным. После одного года занятий он научился лишь натягивать тетиву. Хотя его тело и дыхание были одним целым в комплексах ритмических движений, предстояло еще многим овладеть. Отпускание стрелы заняло недели и месяцы бесплодных усилий. Хэрригэла озадачивали наставления учителя: «Выстрел лишь тогда получится плавным, если он застигнет самого лучника врасплох. Это должно быть так, словно тетива внезапно разрезала державший ее большой палец. Ты не должен отпускать правую руку нацеленно». Продолжающиеся ошибки вызывали замешательство и раздражение. Когда он пытался логически прояснить стоящую перед ним задачу: «Я натягиваю лук и выпускаю стрелу, чтобы поразить цель», — наставник лишь ограничился парадоксом: «Чем настойчивей ты будешь пытаться научиться тому, как выпустить стрелу, чтобы она попала в цель, тем меньше ты преуспеешь в этом, и еще дальше отдалится от тебя цель». Вместо того чтобы побудить его к дальнейшей практике выполнения выстрела, Хэрригэла вместе с другими учениками наставляли в выработке умения самоотстраненного погружения во все повседневные дела чтобы обрести нужное состояние для дзен-медитации. Обескураженный неудачей, Хэрригэл пытался обрести требуемую плавность отпускания стрелы, воспользовавшись техническим приемом: ослаблением давления на большой палец в нужный момент. Гордый результатом, Хэрригэл был рад продемонстрировать получившийся выстрел. Наставник молча наблюдал, затем взял из рук Хэрригэла лук, перевернул его и прошелся тыльной частью по незадачливому ученику. Хэрригэл пытался схитрить — он старался свести «безыскусное искусство» к одной технике. Его занятия прекратились.
Дзен-медитация владения собой
И лишь после многочисленных уговоров Хэрригэл был вновь допущен к занятиям. Проведя более четырех лет за обучением, он все еще не мог найти нужное состояние чтобы отпускать стрелу в духе дзэн. Хэрригэл продолжал упражняться. И однажды, после одного из выстрелов наставник глубоко поклонился и объявил: «Вот он, выстрел». Прорыв состоялся. Наконец Хэрригэл мог отличить верный выстрел от ошибочного. Хотя он теперь и освоил дзен-медитацию стрельбы из лука до указанных пределов, он не получил никаких наставлений о том, как поражать саму цель. Но вот наставник Кэндзо Ава решает допустить его и к этой стадии. Как Хэрригэл и ожидал, он вновь столкнулся с парадоксом: «Целиком выброси из головы саму мысль о попадании в цель, и ты станешь настоящим лучником, даже если ни один выстрел не достигнет цели. Попадания в цель служат лишь внешним свидетельством и подтверждением твоей бесцельности как высшим выражением твоей неэгоистичности, твоей самоотреченности». Дальнейшее замечание было: «Твои стрелы не летят, поскольку недостаточно заряжены духовно. Хороший лучник может выстрелить посредством средней силы лука дальше, чем бездуховный учитель посредством самого мощного лука». Наконец Хэрригэл действительно научился поражать цель в духе традиции. После шести лет занятий Хэрригэл был посвящен в дзен-медитацию, но не стрельбы из лука, а владения собой. Все время дорога к дзэн, казалось, проходила где-то рядом; действительное преображение состоялось изнутри, а его глубина отразилась на внешнем уровне. Хэрригэл изменился посредством Великого Учения. Свое наставничество Кэндзо Ава заключил следующими словами:
«Я должен обратить твое внимание на одну вещь. После этих лет ты стал другим, ибо что значит быть лучником? Это глубокое удовлетворение лучника самим собой… Ты начнешь смотреть иными глазами и мерить иной мерой. Такое случилось со мной и случится со всеми, кого коснется дух этого искусства».
Те же самые принципы заложены в искусстве владения мечом как священном искусстве. Успех приходит при «наличии сердца, а не знания либо техники». Здесь ученик тоже должен стать «неэгоистичным и бесцельным». Соответственно, совершенство достигается, «когда сердце больше не тяготят никакие мысли обо мне, тебе, о противнике, о собственном мече, нет даже мыслей о жизни и смерти. Все пустота: ваше собственное «я», сверкающий меч и руки, размахивающие им. Даже мысли о пустоте уже нет места». Великое Учение само отливается в бесчисленные формы. Каллиграфия, живопись и даже искусство аранжировки цветов выражают ту же самую истину.
Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. Узнать подробнее.