Медитация — это не релаксация, хотя ее часто путают с расслаблением. Медитация — не терапия, несмотря на использование в лечебных целях. Медитация — это не суррогат интроспекции (лат. смотрю внутрь) или самонаблюдения. Медитация — это процесс развертывания сознания. Искусство медитации — это средство полной трансформации, преображения личности.
Задайте себе вопрос, зачем вам нужно медитировать? Многим сложно постичь, это подобно описанию чужой и редко посещаемой земли, которая может увлечь, но не просветить по-настоящему новичка-путешественника. Пусть сама идея такого странствия послужит для вас приглашением приступить к познанию самих себя. Отправляйтесь в путь и открывайте стоящий за словами смысл.
Содержание
Путь солнца — с востока на запад
На Востоке из поколения в поколение наставлениями занимались странствующие монахи. Благодаря им духовные потребности стали признаваться законным выражением человеческих нужд. Духовная жизнь оказывалась вплетенной в саму ткань повседневности посредством исстари существующих храмов, усыпальниц, ашрамов и монастырей. Здесь достигается чувство равновесия между духовным и материальным, земным и вечным. В Индии вполне допустимо, чтобы человек первую половину своей жизни посвятил семейным обязанностям в качестве домохозяина, однако отверг те же самые обязанности и стал духовным подвижником во второй половине своей жизни. Тем самым признается важность и материальной, и духовной сторон жизни.
Движение от мирского к духовному свидетельствует о благополучном приближении зрелости. Когда такой переход не намечается, это травмирует душу и приводит к кризису «средних лет». Если ведущая культура рассматривает духовные запросы как вполне естественные и реальные, то стремление к подобного рода потребностям становится привычным делом. Мы на Западе все еще питаем определенное недоверие к чувству духовного долга, считая его чем-то необычным и не вполне реальным. На Востоке духовные запросы почитают отцы и матери, их родители и дети. Они составляют часть вполне обычной жизни. Духовное просто оказывается неотъемлемой частью самой жизни. На Западе «духовное» все еще рассматривается как нечто «иное». Наш неспокойный склад ума всегда звал в дорогу.
Мыслители-первооткрыватели, духовные целители, путешественники, все смелые и ненасытно любознательные приобщились к искусству медитации, оказавшись за западными пределами, как физическими, так и культурными. К столь богатой пище, как к панацее, устремились духовно неопределившиеся, разочаровавшиеся и все же не теряющие надежду люди Запада. Но единение еще впереди. Очевидно, что Восток и Запад представляют собой два довольно различных во всех отношениях мира. Справедливости ради следует отметить, что Восток развивал духовную жизнь за счет материальной, тогда как на Западе все обстояло наоборот. Возможно, и Востоку и Западу есть что дать друг другу.
Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. Узнать подробнее.
Жажда познать себя
Кто не в состоянии отметить царящий среди нас духовный вакуум? Правоверная религия почти утратила свои устои. Круговерть перемен смешивает старое и новое, античное и современное, радикальное и традиционное. Мы ощущаем глубокое и порой отчаянное желание отыскать новую опору в столь быстро меняющемся мире. Лихорадочная деятельность и повсеместный поиск выгоды, возможно, скрывают нашу неуверенность; экспериментирование стало нашей визитной карточкой, тогда как Восток остается незыблем.
Искусство медитации не является светским занятием; и от этого основного факта нам никуда не деться. Медитация развивалась внутри более широкого поля великих духовных мировых традиций. Но это не значит, что нам следует приравнивать саму медитацию к какому-либо отдельному религиозному верованию. Необходимо проводить различие между экзотерической и эзотерической сторонами всякой организованной религии. Экзотерическая религиозная община проповедует те особые учения, нормы поведения, соответствующие законы практики и наблюдения, которые поддерживают определенную социальную, культурную и религиозную самобытность. Это религия масс, где есть место для каждого.
Внутри экзотерической религии обнаруживается эзотерическая сердцевина. Это место сосредоточения духовного опыта, а не социальной консолидации, действенный путь личного преображения, а не следование предписанной догме. Это дорога для немногих. Путь суфия сохраняет внутреннюю традицию в рамках ислама. Каббала обеспечивает внутренний путь в пределах иудаизма. У христианства также есть своя мистическая сторона. Многие пути йоги представляют эзотерическую традицию. Внутри буддизма эзотерическое и экзотерическое не разделились, а остались в нерасторжимом единстве.