Люди танцуют с незапамятных времен. Отпечатки переступающих ног были найдены в пещерах неолита, когда групповой танец, вероятно, совершали в период празднеств, побед или траура. Движение тесно связано с человеческими эмоциями. Танец естественным образом подходит для выражения самых глубоких переживаний; красноречие тела заключается в движении, походки — в ритме и последовательности шагов. Это универсальный несловесный язык, который говорит через красноречие общепонятного символа.
Танец является древней сакральной формой выражения. В Древнем Египте Хатор (Хатхор) была богиней музыки и танца. Ее жрицы совершали священный танец, чтобы выразить божественную красоту и гармонию. Космический танец был способен привести участников и верующих в состояние экстатического блаженства. В индийских храмах танцовщики изображали деяния богов посредством жеста и движения. На острове Бали танец служил приношением в храмах. Великие традиции священного танца пришли в упадок. Но в нас осталось желание восстановить, оживить и обновить их, ибо дух танца никогда не умирает.
На заре XX века, когда господствовал материализм и формализм, раскрепощенная Айседора Дункан переосмыслила само сценическое движение; ее манера танца стала действительно революционной. Она была вдохновлена античным наследием Греции и танцевала босиком в хитоне. Дункан выражала свободу человеческого духа через спонтанное и грациозное движение. Она оказалась единственной; с ее уходом бурный, но краткий роман с танцем духа закончился. Прошло время, и другие обратили взоры к духовной стороне танца. Рудольф Штейнер, чье духовное видение охватывало каждый аспект мирской жизни, от органического ведения сельского хозяйства до воспитания, также усматривал духовное в танце. Он создал новый подход к движению, названный им эвритмией. Здесь сочетались движение и жест с синхронно звучащим словом, где каждый звук соответствует определенному движению. Движения эвритмии мягки и плавны, спокойны и выразительны. Он писал: «Человек является формой, проистекающей из движения. Эвритмия — это продолжение божественного движения, божественной формы в человеке. Посредством эвритмии человек приближается к божественному».
Космические танцы дервишей
Еще раньше произошло возрождение кругового танца как духовного выражения человеческих устремлений. Круг является естественным символом. Круговой танец легко становится отражением годового цикла, знака зодиака или просто какого-то общего события. Когда мы танцуем взявшись за руки, мы также очерчиваем магический круг и создаем общее священное место. Подобно тому, как круг выражает человеческое взаимо- деиствие и взаимопонимание, вращение похоже, преследует ту же цель. Дети часто вращаются и кружатся в играх на детских площадках, пока не зайдутся от смеха. Поскольку Земля вращается вокруг своей оси, вращение является символическим движением.
Суфий Джалаледдин Руми (1207—1273) основал «Орден вертящихся дервишей». Вращающийся танец представляет собой двигательную медитацию. Танцор выбирает ряд внутренних образов, связующих космическое с мирским, индивида с Творением. Такой космический танец выражает единство жизни через единство мысли и действия. Правая рука танцующего обращена вверх для получения божественной благодати. Левая рука направлена вниз для передачи живого присутствия миру. Любопытно, что этот танец был запрещен, хотя ныне разрешено исполнять его для туристов; священное обмирщается и выставляется на продажу.
Ошо пишет, что «вращение представляет собой одну из самых древних, одну из самых мощных техник. Космический танец столь глубок, что даже единственный опыт может сделать вас совершенно иным». Он дает практические советы по выполнению вращения. Но самый лучший наставник — это, пожалуй, опыт. Следуя наставлениям Ошо, выберите динамичную музыку для подъема духа и приступайте к вращению.
Начинайте, скрестив руки на груди, и не забывайте вернуться в это положение, если почувствуете головокружение. Вращайтесь на левой ноге, используя правую для поворота тела. Ваша левая нога подобна якорю. Вращение совершается на носках, против часовой стрелки. Правая рука поднята ладонью вверх, а левая опущена ладонью вниз. Глаза оставьте открытыми, но не сосредоточенными, пусть образы расплываются. Ошо советует вращаться медленно первые пятнадцать минут. Посмотрите, как действует на вас вращение. Если вы сумеете увеличить скорость, то увидите, как трудно сохранять прямое положение. Когда начнете терять равновесие, можете упасть. Не сопротивляйтесь. Если вы вращаетесь в течение часа, постепенно снижайте скорость на протяжении десяти минут или дольше. Если вы упали, переходите к другому виду медитации. Поворачивайтесь лицом вниз и ощущайте, как сливаетесь с землей. Расслабьтесь и полежите неподвижно по меньшей мере пятнадцать минут.
Свободный танец Айседоры Дункан, язык танца Рудольфа Штейнера и вращающаяся медитация Руми — выражение нашей способности объединить духовное с материальным и привести в согласие ум, тело и дух посредством всепроникающего сознания, что и является деятельным путем. Пусть вас не смущают условности, нельзя сдержать движение или музыку. Просто танцуйте.
[price_list id=4]