Мудро сказано, что путешествие длиной в тысячу миль начинается с первого шага. Это путешествие к постижению медитации будет всегда и во всем согласовываться с вашим самочувствием на текущий момент. Сам путь начнет выстраиваться в соответствии с личным восприятием жизни. Медитативная практика станет складываться из ваших собственных нужд, устремлений и желаний. Жизнь, сегодняшняя жизнь, подобна пашне, куда вы решили засеять семена медитации. Сложившиеся привычки, поведение, ценности и убеждения определят, взойдут эти семена либо увянут. Люди начинают практиковать медитацию по совершенно разным причинам. Здесь может сыграть роль любопытство или же смутно ощущаемая потребность. К ней могут приступить чисто из интеллектуального интереса либо используя в качестве противоядия стрессу. Иногда тяга к ней обнаруживается вследствие внутреннего кризиса. Но чаще всего она является конечным результатом длительного процесса недовольства и неудовлетворенности целями, что предлагает само общество. Можно быть преуспевающим, финансово независимым, окруженным атрибутами семейного и служебного благополучия человеком и все же ощущать внутреннюю пустоту. Некоторые инстинктивно чувствуют, что есть в жизни нечто большее, чем просто череда переживаний.
С самого начала следует понять, что медитативная практика затрагивает всю жизнь и всю личность человека. Поэтому первый шаг к медитации состоит в получении представления о той личности, которой мы являемся ныне, о той жизни, которую мы ведем сейчас, и о всей той ситуации, в которой мы на данный момент находимся. Это не праздное понуждение, а серьезное требование и возможность возвести нашу будущую медитативную практику на прочном фундаменте. Так что, пожалуйста, найдите время для собственных размышлений. Какие причины побудили вас к медитации? Какие ожидания и надежды вы с ней связываете? Чувствуете ли вы себя готовыми посадить семя медитации в своей жизни? Хотите ли вы измениться посредством медитации?
Содержание
Об основателе буддизма — Гаутаме Будде
Важно понять истоки и плоды великих духовных мировых традиций. Буддизм с его несколькими формами начинается с рождения принца Сиддхартхи из рода Гаутамы, сына царя Шуддходаны и царицы Махамайи. Были собраны мудрецы, чтобы объяснить сон царицы. И мудрецы пророчествовали, что дитя Сиддхартха станет либо великим миродержцем, либо великим религиозным учителем. Его отец, царь Шуддходана, решил, что сын последует по стезе мирской жизни, и для этого сотворил вокруг сказочный Мир удовольствий и роскоши, дабы занять внимание принца. Время шло, Сиддхартха вырос, женился, и у него родился сын, но его не оставляло желание увидеть то, что происходило за стенами дворца. И несмотря на все старания царю не удалось помешать любопытному Сиддхартхе увидеть реальный мир. Впервые Сиддхартха столкнулся со смертью, болезнью и старостью, и это его глубоко потрясло и взволновало. В четвертый свой выезд за стены дворца Сиддхартха повстречал странствующего монаха и узрел перед собой новую возможность в этой жизни. Хоть он и вернулся в свой дворец, мысли побуждали его покинуть утопающую в роскоши жизнь. Наконец он оставляет дворец и вступает на путь великого подвижничества. В течение шести лет он овладевает медитативными практиками своего времени. Он обучился сосредоточению мысли и стал на стезю сурового аскетизма. Но увидел, что освобождение по-прежнему ускользает от него. Решившись обрести просветление, он погрузился в созерцание под тенью дерева, и с каждым часом ночных бдений к нему приходило откровение. На рассвете он достиг просветления. Он понял: «Я достиг состояния нерожденности. Мое освобождение непреложно. Это мое последнее рождение. Теперь более не будет круга перерождений». Он преобразился, став из человека, Сиддхартхи Гаутамы, Буддой, «Тем, кто пробудился». Пророчество мудрецов сбылось.
Об основателя йоги — Патанджали
Подробности рождения Патанджали больше носят мифический, чем реальный характер. Благочестивая женщина по имени Гоника молила о рождении достойного сына. Как раз в то время Адишеша (обычно именуемый Шеша), повелитель змей (иначе нагов, змеевидных демонов), служащий ложем для бога Вишну, когда тот спит в океане в перерывах между творениями мира, приступил к созерцанию того, кто мог бы стать его земной матерью. И, созерцая, Адишеша увидел образ Гоники. В своем мире Гоника созерцала на Солнце, и, когда она была занята этим, тонкая змейка возникла на ее ладони и тотчас преобразилась в человека, который попросил стать ее сыном. Гоника была рада этому и нарекла его Патанджали — пата означает «упавший», а анджа- ли — «молитвенно сложенные руки». Хоть и считается, что приписываемые ему 196 афоризмов в действительности принадлежат не одному автору, Патанджали всегда соотносят с сваямбху, совершенной душой, которая облеклась в плоть, чтобы помочь человечеству. Некоторые неясности, однако, не умаляют той мудрости, что мы находим в «Йога-сутрах», которые открываются наставлениями в поведении и завершаются картиной истинной природы человека.
Внутреннее сходство
Не следует забывать, что медитативная практика всегда была частью обширной духовной жизни. Она является неотъемлемым элементом всех буддийских и йогических практик. Рассмотрение практики отдельно от целостной среды существования всего учения вызывает ряд трудностей. Поэтому медитация остается неразвитой в теоретическом и практическом планах внутри основного западного духовного течения. Несмотря на малое количество глубоких культурных причалов, к которым можно привязать созерцательную практику, мы за медитацию всем своим сердцем. Можно воспользоваться более старыми, давно установленными традициями Востока, в то же самое время не забывая наши собственные культурные и духовные корни.
Нынешний особый период предлагает для этого большие возможности. Медитация не статична по природе, ей присуща подвижность. Западу свойственны собственные потребности, и, признавая и принимая наши нужды, он может на законном основании дать развиться новым формам древних принципов. Медитация, как показала история, способна принимать разнообразные формы. Практика развивалась со временем, по мере того, как просветленные наставники устанавливали и поддерживали традицию, которая питала их. Безусловно, медитация предстает живым течением. И Запад, припав к нему, может многое взять для себя.
Сейчас было бы полезно взглянуть на те принципы, что составляют основу буддийской и йогической практик. И Благородный Восьмеричный Путь, и Восьмизвенная Йога обеспечивают ту среду, где может укорениться медитация. Если мы не связываем медитацию со всей нашей жизнью, то совершаем главную ошибку, полагая, что можем просто присоединить данную практику к повседневной жизни, не давая по-настоящему проявиться ее последствиям. Следует отметить некоторые примечательные сходства между Благородным Восьмеричным Путем и Восьмью Звеньями Йоги. В каждом случае нравственная система предшествует медитативной практике. Обе традиции устанавливают ясные нравственные основополагающие правила, которые заключают в себе все формы поведения — социального, нравственного и этического.
Буддизм выдвигает пять правил, которые категорически запрещают убийство, воровство, прелюбодеяние, клевету и питье опьяняющих напитков. Йога начинается с пяти ям, которые представляют следующие принципы: не причинение вреда, правдивость, неворовство, целомудрие и непринятие даров, или свобода от ненужных вещей. Обе традиции строят практику медитации с учетом периода нравственной и этической подготовки. Значимость подготовительного периода не следует преуменьшать. В нашей нынешней культуре нравственной относительности мы готовы пренебречь идеей предварительного нравственного обучения, которое всегда предшествует любой практике на Востоке. И, как следствие, западный житель оказывается плохо подготовлен к психологическим изменениям. Медитация, являющаяся средством развития сознания и обнаружения глубокого одноточечного состояния ума, может по-настоящему проявиться в рамках нравственной жизни.
Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. Узнать подробнее.