Общепринято говорить о жизни как о неком духовном пути человека. Такая метафора ценна тем, что в ней выражена идея путешествия, имеющего свое начало и цель следования. К тому же приятно осознавать, что мы не одни и что иные до нас шли по этому пути. Идея о пути духовного развития особо утвердилась на Востоке, где издавна существуют монашеские общины. В таких своеобразных условиях естественным образом вырабатывался общий для всех язык. Поколение за поколением обеспечивали непрерывность традиции, проводя жизнь в занятиях, практике и беседах. И понятие пути явилось естественным следствием такой длительной преемственности.
Пути жизни в индуизме и буддизме
Буддизм предлагает нам духовный путь развития, ведущий к просветлению. Индуизм проповедует принцип множественности в единстве и предлагает несколько дорог:
- Карма-марга — путь ритуально-чистых деяний (связан с мирской жизнью домохозяина, отправлением ритуалов, исполнением социального долга и равновесием между обращенностью к миру и внутрь себя).
- Бхакти-марга — путь преданности (личному богу и безграничной любви к нему).
- Джняна- марга — путь к сверхрациональной интуиции, познания единого (заключается во всецелом обращении внимания внутрь себя).
- Виракти-марга — путь аскетизма, подвижничества.
Эти различные дороги указывают на тот факт, что люди, вступающие на путь духовной жизни, обладают различным характером. В христианстве же, напротив, идея пути нашла меньшее развитие. Христианские мистики хоть и существовали, но там, где восточный мистический опыт успешно развивался в своей преемственности, христианская мистика предстала скорее как исключение из правил, и вследствие этого преемственность в передаче мистического опыта так и не выработалась.
Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. Узнать подробнее.
Этапы на пути духовного развития
Представление о пути не чуждо и западной эзотерической традиции. Благодаря трудам Элис Бейли новый и обширный корпус эзотерических материалов оказался достоянием западной культуры. Она действовала как телепатический медиум для личности, который называл себя Джвал Кхул, иначе Тибетец, один из Вознесенных владык. По ее словам, именно он продиктовал Е. Блаватской «Тайную доктрину». Тибетец разбивает духовный путь на три этапа: путь послушника, путь ученика и путь посвященного.
Путь послушничества соответствует тому периоду, когда каким-то образом человек начинает ощущать духовный зов. Это исключительно время поиска. Согласно Тибетцу, данный период отличает самоосознанная выработка человеком характера, сознательное желание помогать силам эволюции, зачаточный интерес к божественной мудрости и желание уяснить себе надличностную, трансперсональную цель. Данный период жизни чрезвычайно деятелен у человека. Жадно читаются книги, ищутся учителя, сплачиваются группы. Это нередко период борьбы и разочарований; разочарования идут рядом с открытиями. Прилежный поиск вознаграждает взыскующего, который обретает духовное пристанище, дающее кров и поддержку. Человек уже способен углубить как свои убеждения, так и свое понимание. Поиск не прекращается, а непрестанно расширяется само его поле.
Этап ученичества
Это незыблемость приверженности духовному принципу. Но это также и время вызова и личного возмужания, ибо врата духовной ответственности теперь открывают новые горизонты. Подвижник становится преданным своему делу, его устремления начинают меняться, смещаются ценностные ориентиры и приоритеты. Кипучая деятельность прежних лет сменяется более сосредоточенной, упокоенной внешней жизнью. В соответствии с планом, начертанным Тибетцем, путь ученика характеризуется более глубокой убежденностью служить человечеству, эволюции, развитием высших способностей сознания, переходом от личного к надличностному, трансперсональному и углубленному осознанию духовной ответственности, приходящей вместе с духовным просветлением.
Этап посвящения
Венец сплоченного труда и развития ученика. Его отличает все более глубокий духовный опыт, непрерывное расширение сознания, растущее понимание с нефизических уровней действительности и взаимодействие с ними. Это ведет к полному преображению человеческого существа на всех уровнях. Путь и человек сливаются, посвященный возлагает на себя труды традиции со всей готовностью и радостью. Эта схема широко распространена: любопытство переходит в убежденность, духовные поиски приносят свои плоды, сознание расширяется. Медитация является единственным ключом к проявлению подобной картины. Без объединяющей практики любопытство так и останется праздным, поиски не завершатся, а сознанию будет доступна лишь одна обработка поступающей информации.