Каждая ведущая религиозная традиция, и древняя, и нового времени, предлагает свой образец, свою схему становления личности, которая имеет решающее значение для индивида, поскольку является образцом поведения в жизни, и отношением к ней.
Механистический взгляд на мир ведет к механистическому восприятию индивида. Холистский, целостный взгляд порождает и целостное представление о самом себе. Разграничительная модель личности, как следствие, разделяет и индивида. Несомненна роль диктуемой схемы и в создании своей собственной реальности, поскольку социальные институты, в свою очередь, формируются под ее воздействием. То, как мы определяем самих себя, во многом отражает принятую и усвоенную нами модель миропорядка. В соответствии с немногими абсолютными ценностями меняются и сами модели.
Экзотерические религиозные модели личности всегда носили предписывающий характер, определяя внешнее поведение. Эзотерические модели давали средства выхода за пределы тех же самых предписаний. Мистические модели всегда провозглашали сущностное единство отдельного и целого. На Западе мы все еще сталкиваемся с предписывающей моделью. Его эзотерические возможности оставались подспудными, а мистические стороны никогда не принимались во внимание.
Скудная модель творит обедненные жизни, а полновесная модель личности созидает полновесные жизни. Когда мы пытаемся определить себя, мы не можем не замечать многие сложности человеческого бытия. Наш опыт бытия сугубо противоречив, мы испытываем как его постоянство, так и изменчивость. Мы признаем и тождественность сущего, и его преобразование. Мы воспринимаем наше путешествие по жизни через свой опыт, где само путешествие вовсе не линейно, а многомерно.
Содержание
Дуальность личности
Старая западная модель раздробила целое. Природа и дух давно отделены друг от друга. Тело и душа противопоставлены друг другу как враждебные силы. Сами небо и земля оказались разделенными. Земной жизни была отведена жалкая роль, если сравнивать ее с вечностью на небесах. При данной модели мы весьма стеснены в своем выборе. Где противоречивое «Я» может отыскать себе место, когда два мира столь жестко противопоставлены друг другу? Это замкнутая модель с предначертанным выбором и без места для внутреннего становления; она не предлагает никакой целостной психологии.
Западная психология неохотно принимает трансцендентное и большей частью основывается на клинических показаниях. Мы лишь на свой страх и риск ищем целостность в частных моделях, и здесь требуется значительная адаптация наших представлений. Мы платим высокую цену за такого рода спасение, поскольку утратили связь со смыслом бытия, когда личный рост останавливается или, того хуже, все еще непозволителен.
Артур Дэйкман, сам психотерапевт, признает бесплодность моделей личности, которые могли бы опираться на психотерапию: «Западной психотерапии трудно удовлетворить потребности человеческого существа в смысле своего бытия, поскольку она пытается понять клинические явления в рамках основанных на научном материализме представлений, где смысл произволен, а цели не существует». Однако мы не обязаны зависеть от моделей, которые показали свою несостоятельность. Со временем придут новые модели. Семейный врач Вирджиния Сатир угадывает будущее: «Мы обязаны все же увидеть, каким может быть расцвет человеческого существа, и сейчас настало самое время для этого. Следующее столетие будет весьма знаменательным, когда на человеческие существа будут смотреть с позиции того, кто они есть на самом деле».
Собственная модель личности
Действительно, то, кто мы такие на самом деле, представляется кардинальным вопросом. Что такое человеческое существо? Взгляд на личность с позиции того, чем она является, придает значение непосредственно переживаемому моменту, а не будущему. Модели личности, которые относят смысл бытия исключительно к будущему, отрицают настоящее, а будущее так никогда и не наступает. Будь это будущее небесным раем, вечным блаженством или вознесением — результат всегда один и тот же. Текущий момент испаряется в присутствии будущего, которое существует лишь в рамках определенной системы верований. Медитация размещает сознание в самом моменте, вне которого нет более ничего для постижения. Эта простая истина освобождает нас от всего, за исключением настоящего момента и осознания его. Так что мы обретем себя здесь и теперь, в этот самый момент.
Высшая форма реализации предстает здесь как центр чистого сознания. Хотя свидетельство Сюзанны Сигал убеждает нас в истинности этого положения, данную медитацию часто неверно воспринимают. Подразумевается, что «чистое сознание» — не более чем смутный, бестелесный дух. Процесс разотождествления имеет смысл в том случае, когда состоялось само разотождествление. Прочитав рассказ Сигал, вы можете заняться медитацией в ее более традиционной форме. Вы сами та личность, с которой должны себя отождествить. В относительной реальности, если вы отождествляете себя с умом, телом, эмоциями и сознанием, представая одним целым — вы на верном пути. Это — возможность дживатмана, воплощенного сознания. Если вы отождествляете себя с Абсолютом, то это Атман, всеобщее, универсальное сознание. В этом и состоит противоречивость бытия обе реальности истинны одновременно.
Модели «Я»
Модели остаются моделями. Каждую модель необходимо оценивать по ее результатам исходя из смысла человеческого существования. Любая модель обслуживает определенные культурные запросы. Поэтому появляются новые модели. Система психосинтеза, разработанная Роберто Ассаджоли (1888-1974), является одной из немногих западных систем психологии, где признается потребность в трансцендентном измерении человеческой жизни.
Ассаджоли указывает на «иной обширный мир нашего внутреннего бытия, которым большей частью пренебрегала психология, хотя его природа и его человеческая ценность обладают высшей значимостью». Основания для такого рода странного небрежения сами по себе составили бы интересную сторону психоанализа и пролили свет на психологию самих психологов». Сила такой системы заключается в ее ступенчатой структуре и постепенном вхождении в мир трансцендентного. Это западный, ступенчатый путь к самореализации. Ступенчатая структура предлагает подходы в обретении внутренней устойчивости и целостности по мере продвижения от одного уровня идентификации к другому. Сбрасывание с себя целого ряда ярлыков представляется тяжким процессом. Это рождение нами нового, самостоятельно выбранного собственного образа. Современный автор, пишущий на тему человеческого сознания, Кен Уилбур, подтверждает старую истину для современного читателя: «Мы должны «умереть» для нашего ложного, обособленного «я», чтобы пробудиться к нашему бессмертному и трансцендентному «я».
Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. Узнать подробнее.