Если вы живете полной жизнью каждый миг, вы будете по настоящему живы. Кто с этим может не согласиться? Медитация исходит из самых основ повседневной жизни. Там она растет и расцветает. Медитация целиком и полностью связана с повседневной жизнью, и, в свою очередь, повседневная жизнь меняется через медитацию. На мгновение отрешитесь от требований своей повседневной жизни — взгляните на нее непредвзято. Как вы выполняете свои ежедневные дела? Вы не замечаете времени или же хотите, чтобы каждый день проходил как можно быстрее? Представляется ли вам собственная повседневная жизнь бестолковой и однообразной? Осознанно ли вы ведете себя в жизни или, как сомнамбула, бредете от одного дня к другому?
Как жить полной жизнью
Тхить Ньят Хань спрашивает нас: Живете ли вы полной жизнью? «Сколько дней проносится мимо, не оставив следа?» Лама Говинда также указывает на важность восприятия повседневной жизни: «Привычка убивает интуицию, поскольку препятствует живому опыту, непосредственному восприятию». Чем вы занимались сегодня? Где вы были сегодня? Чем вы займетесь завтра? Определяется ли ваша жизнь заведенным порядком, привычкой и предсказуемостью?
Не бойтесь признаться в этом, поскольку заведенный порядок, постоянство и предсказуемость составляют существенную и важную часть жизни. Разрушительно не постоянство образа жизни, а привычка мышления. Монашеская жизнь упорядочена и подчинена дисциплине. Парадоксально, что такая регламентированная жизнь и дарует свободу. Что вы заметили сегодня? Необычен ли этот день или похож на все остальные? Каждый ли день представляется вам на одно лицо? Даже короткое спокойное размышление покажет вам, что дни не могут походить друг на друга. Что вы отметили в своей манере трудиться? Что привлекло ваше внимание в сегодняшней работе? Что поразило дома?
Будьте завтра внимательны, не упустите удобный случай, и вы найдете что-то новое. Возьмите медитацию в свою обыденную, повседневную жизнь. Возьмите ее с собой, когда гуляете, занимаетесь покупками или навещаете друга. Медитация не ограничивается сидячим положением в созерцательной позе. Ее нужно начать осваивать таким образом, но со временем она станет частью повседневной жизни. Через нее вы начинаете смотреть на свою жизнь и на мир открытыми глазами. А если ваши глаза открыты, вы будете идти по течению жизни, чутко реагируя на все происходящее так что вскоре вы сможете жить полной жизнью
[price_list id=4]
Осознанность и внимательность
Простые слова Тхить Ньят Ханя возвращают нас к непосредственности каждого момента жизни:
«Если я не способен с радостью мыть посуду, если я хочу побыстрее с нею покончить, чтобы можно было пойти выпить чашку чая, то я также буду не способен с радостью пить сам чай. С чашкой в руках я буду думать о том, что делать дальше, и вкус и аромат чая вместе с удовольствием самого питья будут забыты. Я всегда буду томиться будущим и никогда не сумею жить настоящим моментом».
Наши жизни, конечно, весьма не похожи, но мы все, возможно, до сих пор руководствуемся одной и той же простой философией. Нам трудно жить полной жизнью, пребывать в настоящем моменте. Как часто мы в своих мыслях уносимся из настоящего в будущее, где ждут нас планы, или же в прошлое, снова и снова проигрывая в своем уме состоявшиеся беседы и встречи. Тхить Ньят Ханю знакомы затруднения западного образа жизни: «Вы, пожалуй, спросите, как можно вырабатывать внимательность, моя посуду, переплетая книги или работая на заводе или в конторе. Я полагаю, что вы сами должны найти ответ». Он ненавязчиво напоминает нам об осмысленной жизни: «Делайте все от вас зависящее, чтобы сохранить в себе свет осознанности, сияющий внутри вас». Сама проблема, естественно, возникла раньше.
Есть классическая дзэнская история, затрагивающая эту тему. Один монах поинтересовался у наставника: «Вы продолжаете заниматься духовным воспитанием?» — «Постоянно занимаюсь этим». — «Каким же образом?» — «Когда подносят рис, я ем; когда подступает усталость, я засыпаю», — ответил тот. «Все так поступают. Получается, что все занимаются духовным воспитанием, подобно вам!» — «Не совсем». — «Почему?» — «Когда приходит время трапезы, они не просто едят; их тяготят разные мысли. Когда наступает час для сна, они не засыпают; их заботят бесчисленные поиски выгоды». Тхить Ньят Хань постиг истину поведанного выше: «Я научился сохранять внимательность в процессе всякого рода занятий — прополке сада, сгребании листьев возле пруда, мытье посуды на кухне».
В том же духе высказывался и Рабби Нахман:
«Человеческий мир состоит исключительно из того, что он представляет в данный день и час. Завтра это будет совершенно иной мир». Он также замечал, что «вчера и завтра не существует». Мысль везде одна и та же, не важно, кто ее автор. Смысл совершенно ясен, независимо от слов, его выражающих. Бодрствуйте каждый момент своей жизни. Вот непосредственный смысл высказанной мысли. А мы так жаждем услышать мудреную философию и узнать великую тайну. Но насколько простым может обернуться нечто очень важное!