Легко увязнуть в трясине повседневной жизни. Мы столь сильно поглощены суррогатом жизни, что не в состоянии поднять голову и обозреть, в полной мере осознать свое Я и заняться поиском смысла жизни. Мы видим лишь части, но не целое, иными словами, мы за деревьями не видим леса, как сказано в пословице. Но даже краткий взгляд на жизнь откроет перед нами те ее стороны, что общи для всех, независимо от времени или места. Рождение и смерть предстают как два неразрывных полюса нашего существования. Жизнь являет собой чудную, тайну, смерть же предстает ужасающей тайной. Между этими двумя полюсами человеку ведомы радость и страдание, страх и торжество, любовь и ненависть, потеря и обретение. Всеобщие образцы мировосприятия снова и снова повторяются.
Кризис смысла жизни
Побуждение начать поиск смысла жизни, сделать осмысленным наше пребывание в этом мире, похоже, является глубоко укоренившейся потребностью. Мы не живем обособленно друг от друга, но охвачены целой сетью сложных биологических, эмоциональных, социальных и духовных связей. Наша способность строить связи простирается в глубь окружающего мира. Ключевые моменты в череде времени, такие, как Новый год, равноденствие или точки солнцестояния, были важными общими праздниками. Мы ощущаем инстинктивную потребность соотнести себя с надличностными точками отсчета, чтобы понять наше собственное место в более обширной схеме мироздания.
Отрицание таких больших надличностных вех для построения чисто утилитарного социального порядка служит подавлению этих инстинктов, которые появляются вновь, как только ослабевает социальный контроль. Поиск смысла жизни, и как следствие созерцание более величественной картины мироздания позволяет по-иному взглянуть на индивидуальную жизнь, стоит лишь нам осознать, что наши дилеммы и коллизии носят всеобщий характер. Общий взгляд на окружающее направляет нас от непосредственного видения к углубленному, и мы можем созерцать жизнь как нечто большее, чем повседневный опыт. Попытки обрисовать наши сложные взаимоотношения с другими, с миром и божественным разнообразны, имеют древнюю историю и носят всеобщий характер.
Возврат к истокам мироздания
Мифы и магия, обряд и ритуал, празднество и жертвоприношение — это все попытки установить связь с надличностным и невидимым. Подобные действа утверждают место человека в более обширной схеме и возвращают к истокам мироздания. Признание этого требует принятия возможности существования некой связи.
Нам не следует ожидать, что всю сложность возврата к истокам мироздания можно выразить ограниченным и сухим языком простого рассудка. Чтобы рассуждать на темы бесконечного времени, безграничного пространства и человеческой природы, необходимо признать существование чуда, тайны, благоговения и неизъяснимого. Мы больше не находимся в мире буквального смысла, где сухие сведения служат нашим нуждам, а перемещаемся в мир символического, поэтического и образного языка. Только он один в состоянии выразить невыразимое. Человеческое воображение создало много подобных моделей, которые выписаны в самых разнообразных формах: от схематичных до архитектурных, от тайных до явных, от письменных до устных. Некоторые выдержали испытание временем и утвердились в качестве надежных путеводителей для «странников», которые хотят отправиться в то же самое путешествие.
[price_list id=4]