Согласно Т. Парсонсу, в организации религии главным является культурный элемент. Религия входит в систему поддержания примеров, акцентируя внимание на ценности, и образует религиозный компонент культуры. Т. Парсонс отмечает, что элементы светской культуры оказывают воздействие на ценности посредством искусства, преподавания и исследования в этой области
Понимание сущности состояния религиозного компонента культуры, выраженного в православных традициях, затрудняет недостаточное количество социологического теоретического анализа.
Характерные признаки формирования религиозного искусства и традиционных ценностей определяют далеко не второстепенное отношение роли православной культуры в нашей стране. Стремительные изменения общественных религиозных настроений в сознании способствуют формированию национального самосознания к традиционным культурным ценностям, в том числе и протекцию относительно потерь духовно-нравственных идеалов.
Глубокое духовное содержание русской культуры формировалось, в том числе благодаря православным традициям. Являясь духовно-нравственной основой общества, православие стало традиционной религией нашего отечества еще с 988 года. Христианская этика координировала человеческие отношения и мировоззрение россиян еще с Х века.
Христианскую культуру характеризует индивидуализм, это формирует особое отношение к Божеству. В христианстве Бога считают близким по духу и плоти – это особое отношение несет за собой следствие различных религиозных форм почитания, что отражается на развитии обычаев, традиций и обрядов. Значимым элементом между церковью и человеком является связь между верой и обыденной жизнью.
На процесс формирования религиозности значительно влияет институт семьи. К примеру, обычай утренней и вечерней молитвы предполагает присутствие всех членов семьи, что сложилось исторически. Утром православные молятся, как правило, Святой Троице, Иисусу Христу, Богородице, ангелу-хранителю. Вечерние молитвы были более обширными, молились за упокой, за здравие. В конце также читали молитву, которая называлась вседневным исповеданием грехов. В некоторых семьях и по сей день имеется в доме молитвенный угол, в котором собраны иконы, перед которыми совершаются утренние и вечерние молитвы. Как правило, каждый вошедший, который является православным верующим, знаком с обычаем снимать шапку, при входе в дом, если же это мужчина он крестится и кланяется иконам, которые находятся в молитвенном углу. Обычай снимать головной убор, войдя в дом, связан был с тем, что у наших предков в каждом доме были иконы.
Православные христиане почтительно относятся к празднику Крещения Господня, еще со времен Древнерусского государства, дома освящались молитвой и окроплялись освященной водой. В праздник Сретенья Господня сохранялся обычай приносить в дом зажженную свечу, копотью которой ставили крест на косяке двери. Домой носили ветки вербы, которые клали за образа, в праздник Входа Господня в Иерусалим. Даже в современной повседневной жизни у многих дома хранится крещенская вода, которую освящают в праздник Крещения Господня. По традиции эту воду пьют утром натощак, вместе с ней необходимо вкушать просфоры. Церковная богослужебная жизнь считается самой давней православной традицией. Праздники и воскресные дни по традициям православия необходимо посвящать хождению в храм, раздаче милостыни нищим, посещению престарелых родственников, не предпринимая никаких рабочих дел и повседневных забот. Со времен Руси соблюдались религиозные посты, таким образом, русский народ приносил Богу покаяние.
Наравне со светской культурой в нашем обществе бережно сохраняются традиции, в том числе и религиозные ценности, обеты, каноны, обряды и таинства, которые вошли в повседневность исторически.
Со времен ветхого и нового завета сформировалась история православных праздников. Православные праздники подразумевают торжественный характер, освещают основную историю наиболее значимых событий в божественной жизни. Необходимым условием считается совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин.
Традиционные православные праздники, наиболее актуальные на сегодня:
- Рождество Христово – 7.01
- Святки – 6-9.01
- Крещение Господне – 19.01
- Масленица – 20-26.02
- Прощёное воскресенье – перед наступлением Великого поста
- Вербное воскресенье – в воскресенье, предшествующее Пасхе
- Пасха – первое воскресенье после полнолуния, следующего не ранее дня весеннего равноденствия 21.03
- Красная горка – первое воскресенье после Пасхи
- Троица – 50-й день после Пасхи
- Ивана Купалы – 7.07
- День Петра и Февронии – 8.07
- Ильин день – 02.08
- Медовый Спас – 14.08
- Яблочный Спас – 19.08
- Хлебный Спас – 29.08
- Покров Богородицы – 14.10
Православные относятся с особым почтением к Рождеству, который несет символику возрождения жизни. Традиции и обычаи этого праздника нацелены на формирование высоко-нравственных идеалов, что имеет актуальность и на сегодняшний день. День перед Рождеством называют Сочельник, название которого отражает главное блюдо стола – «сочиво», вареная крупа в мёде. Еще со времен Руси, Рождество представляет собой семейный праздник, который объединял всех членов семейной группы.
Традиционным праздником православных считается также «Масленица», относившаяся к дохристианским обрядам Древней Руси, которую празднуют в течение всей недели перед «Великим Постом». Данная традиция предполагает почтение памяти умерших родственников, которых задабривали блинами и просили плодородия в новом году. Зиму провожали уже к этому времени ритуалом сожжения соломенного чучела. Данное торжество имеет актуальность и на сегодня, ровно в той же последовательности соблюдения обрядовых действий.
Днем общего равенства, милосердия и прощения среди православных верующих считается праздник «Светлой Пасхи». Наиболее общеизвестным обрядовым действием в этот день является приготовление куличей (сдобный пасхальный хлеб) и пасхи. Перед празднованием Пасхи проводят уборку жилища, раскрашивают праздничные яйца. В день празднования до сих пор сохранилась традиция, встречать людей со слов: «Христос Воскресе!», как правило, за этим следует ответ: «Воистину воскресе!», после чего православные обмениваются пасхальными яйцами в честь праздника
Одной из отличительных черт православно-верующих христиан является их оптимистичный настрой относительно оценки перспективы развития нашей страны, утверждают отечественные социологи1. Православие несет за собой идею сохранения семейных, национальных и иных общечеловеческих ценностей.
Значимыми и эффективными приходятся любые попытки изучения процессов, связанных с православной средой, в том числе и православные традиции в культуре повседневной жизни.
Православная идентификация в российском обществе играет немаловажную роль в сохранении и воспроизводстве традиций, обычаев и обрядов. Анализ динамики православной идентификации, проведенный центром Левады с 1989–2009 гг. показал определенные фазы и периоды, в которых социальный и культурный смысл различен, в том числе и характеристику религиозности людей, которые считают себя православными верующими, их отношение к религиозным обрядам и таинствам. Таким образом, согласно исследованию, в постсоветском обществе православная идентификация имела в периоды постсоветского пространства различное содержание, в том числе и различные функции. Это зависело от особенностей социальных и политических процессов и их смыслового содержания. С 1980-1990 гг. начинает увеличиваться количество православно-верующих. С 1991-2009 гг. доля православных выросла почти вдвое, более чем в два с половиной раза сократилась доля неверующих. Количество православно-верующих людей на сегодня среди российского населения порядка на 20% больше числа тех, кто верит в Бога3. Исходя из результатов, очевиден вывод о том, что православная идентификация россиян не всегда связана с религиозной верой. Таким образом, большинство православных считают, что религия выполняет воспитательную и регулятивную функцию; компенсаторную функцию религии осознают только те православные, которые внутри себя веруют.
Массовая православная идентификация связана с вероучением, обрядами и таинствами самой православной церкви. Православные верующие осознают силу таинств церкви, одним из которых является – крещение. Крещение принимают в большинстве случаев в менее сознательном возрасте, так как это совершается по воле родителей, в этом случае происходит разовая инициация, без которой невозможна воцерковленность. В сознании большинства православных факт крещения зачастую не несет за собой религиозные обязательства. Однако, если человек прошел таинство крещения в более сознательном возрасте, как православный верующий он проявляет себя более ответственно по отношению к соблюдению традиций, обрядов и таинств православной церкви.
Следующее по значимости таинство, сохранившее свою актуальность для верующих в повседневности – это отпевание, которое завершает земную жизнь человека.
В современном российском обществе религиозное воспитание в семье несет неопределенный характер, основная ориентация которого опирается на норму, тогда как должна быть ценностная установка. Религиозное воспитание семьи больше всего интересует жителей небольших населенных пунктов. Подобное отношение родителей можно соотнести и с тем, что в городских семьях не у всех дома имеются священные тексты и религиозная литература, тем более религиозная литература для детей. Небольшая степень религиозной социализации в семье характеризуется также и отношением взрослого поколения православных верующих к религиозным предписаниям, обрядам и таинствам, к примеру, венчание, причастие, исповедь.
Вместе с тем, за годы своего существования РПЦ накопила большой опыт духовной деятельности, которая сегодня активно возрождается. Конечно, как и всякий иной, этот опыт имеет не только достоинства, но и недостатки, но в целом он может во многом послужить духовному возрождению нашего Отечества.
Если характеризовать христианские конфессии отметим следующее. Наибольшую долю религиозных организаций составляют в РФ православные конфессии. В приложении 2, как видно в таблице «о количестве религиозных организаций РПЦ», на долю РПЦ приходится 58% религиозных объединений РФ, — это большая часть. На втором месте стоят исламские религиозные организации – на их долю приходится 18% объединений.
Ритуалы и таинства РПЦ имеют следующие функции в нравственно-духовной жизни общества: способность уберечь человека, оказавшегося в критической ситуации, от полного погружения в другую реальность, далекую от материального мира, благодаря умеренному дозированию мистического опыта; во-вторых, ритуалы и таинства выполняют по большей части компенсаторную функцию религии, помогают справиться со стрессом. В том числе, сюда можно отнести и те факторы, благодаря которым ритуалы и таинства в православной религии выполняют значимую функцию религии – регулятивную, человек, таким образом, уже осведомлен четкой инструкцией своего духовно-нравственного поведения. Православные традиции, обряды, таинства фиксируют и регулируют социальную значимость отношений между людьми.
Э.Г.Абрамян и Э.С.Маркарян толковали понятие культурных традиций следующим образом: в некотором роде это универсальное стабилизирующее средство, с механизмами самовоспроизводства и самоорганизации, которое служит для распространения социокультурного опыта в конкретных стереотипизированных формах (обряды, обычаи, ритуалы и т.д.).
Исходя из вышеизложенного, преодолеть бездуховность и безнравственность возможно благодаря осмыслению религиозных традиций и ценностей как феномена социокультурного наследия. Базовые ценности и религиозные православные традиции, которые сложились исторически, определили наиболее значимые духовные ориентации русского народа.
Степень изученности динамики православных традиций в русской культуре недостаточна. В большей степени это связано с односторонним представлением подобного рода феномена, так как наиболее значимой для авторов является либо материалистическая или богословская позиция.
Православные традиции характеризуются соборностью, святостью, почитанием материнства, иконописью; а также отражают такие человеческие качества как: аскетизм, смирение, терпение, что в совокупности сформировало духовность русского народа.
Наличие в русской культуре общего многофункционального духовно-нравственного начала, сформированного благодаря православной культуре, объясняет взаимосвязанность светской и религиозной формы духовности.
Автор: Александра Харитонова