Разделы сайта
Карта сайта

Православные практики в повседневной жизни современного горожанина

Храм Христа Спасителя в Москве

Православная религия, оставаясь немаловажной частью социокультурного континуума, само эволюционирует, реагируя на преобразования культуры. В современном социуме православная религия является неоднородной структурой, в которой можно выделить канонический, мифологический уровни реализации необходимости связей с сакральным. Подобные уровни различны по способу восприятия, системам значений и разного рода деятельности. Степень реализации сопровождается использованием обществом верующих образов и понятий.

В структуре православных практик в повседневной жизни современного горожанина (на примере города Волгограда) особое значение имеет храм. В каждом крупном городе, как правило, несколько православных храмов. В Волгограде можно посетить такие храмы, как: Свято-Троицкий храм, храм Преподобного Сергия Радонежского, Церковь Иоанна Крондштадского, храм святого пророка Иоанна Предтечи и другие. В состав Волгоградской митрополии входят Казанский и Никольский кафедральные соборы.

В современных городах большое значение имеют посещение храмов на Пасху, Рождество; граждане нашего города придерживаются этого же мнения. Религиозная сторона рождественского празднества, несомненно, присутствует во всех городах России и является неотъемлемой стороной жизни горожанина. Это связано, в первую очередь, с праздничными службами в городских храмах.

К празднику все церкви украшают. У храмов создают рождественский вертеп со сценой Рождества Христова. Ставят и наряжают ели. В основном празднуется Рождество по традиции, по-семейному. Дома украшают, готовят все к праздничному столу. В канун рождества угощаются сочивом, блюдом, изготовленным из пшеничных зёрен, размоченных в мёде. Близкие люди дарят друг другу подарки в честь праздника.

Первостепенное значение в соблюдении православных традиций занимает крещение. Таинство крещения отражает догматическую и обрядовую сторону религии. Практически обе стороны неразрывно связаны, тем не менее, в нашем исследовании объектом выступает внешняя, обрядовая сторона, соответственно мы оперируем термином: «православный обряд крещения». Внешняя обрядовая сторона данного обряда представляет собой очередность этапов определенных действий. Последовательность подобных действий регламентирована единогласно Требнику Чинопоследования крещения Русской православной церкви. Структура обряда крещения состоит из трех этапов, обладающих внутренней смысловой целостностью и включающих в себя установленную последовательность действий.

По церковным канонам следует, что крестные родители, в том числе и духовные наставники в полной мере ответственны за процесс формирования религиозно-нравственного восприятия своих крестников.  Они поручаются за это перед богом. В современности на равных условиях с традиционным способом выбора крестных, часто приглашают на эту роль близких и уважаемых людей, в том числе и представителей других национальностей. Обряд имянаречения является составной частью крещения.

В рамках православных традиций также значение имеет наличие духовного наставника у человека, некоего духовного руководства в лице конкретных священнослужителей.

Массовая заинтересованность к духовничеству на сегодня, довольно высока, в особенности в городской среде. Согласно социологическим исследованиям, роль православного духовника является авторитетной и актуальной в  сознании современных россиян. Практически каждый человек готов обратиться к духовнику, в случае особой необходимости для решения своих проблем. Таким образом, роль духовников в социуме является не менее значимой, чем у психотерапевтов. Данный феномен был рассмотрен в книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Данный труд был посвящен духовничеству, который вызвал заинтересованность даже у светской публики и ставший бестселлером в 2011 году. В данной работе автор достаточно подробно и увлекательно описывает опыт своего общения со  знаменитыми псково-печерскими старцами: Серафимом Розенбергом, Нафанаилом Поспеловым, Иоанном Крестьянкиным и многими другим.

Каким образом возникает подобная популярность православных старцев в современном светском обществе, далёким от идеалов христианства? Подобный интерес к феномену старчества не является удивительным для современной России. Схожая ситуация наблюдалась во второй половине XIX – начале XX вв. Возникшая мода на старчество в ту эпоху, схожа с нынешней ситуацией. Российская интеллигенция, в том числе и простой народ, были устремлены получить духовную поддержку у старцев. Ф. Достоевский описал старчество в произведении «Братья Карамазовы», после чего феномен старчества стал известным широкой российской публике. Причины актуализации феномена старчества в последнее столетие связаны со спадом уклада духовной жизни в синодальный и советский периоды, характеризующиеся снижением уровня доверия народа к священству и в общей сложности к церковной иерархии. Вместе с официальной церковью в самом деле появляется альтернативная  церковность, принятую называть «народным православием».

От старцев, как правило, ожидают трансцендентальных действий, необходимость реализации подобных ожиданий, порождает спрос. В постсоветское время, только что принявшие на себя обязательства священники, в том числе и неопытные монахи объективно не могли быть в роли старцев. Однако новообращенным священникам все же удавалось искренне войти в эту роль, за счет стремления к индивидуальному духовному опыту, что в последствии привело к образованию такого явления, как «младостарчество». Подобный феномен мог обернуться личной трагедией как для лжестарцев, так и для находящихся в ведении пастыря. «А самое главное – вновь инициируется оккультная духовность, жажда мистерий, пусть и в общеизвестной системе координат православного культа».

Популярность старчества характеризует целый комплекс потребностей современного российского человека и общества в целом. Актуальность данного феномена можно объяснить, благодаря необходимости исключения окостеневших в синодальное и советское время форм церковной жизни, обращением к более индивидуализированным духовным практикам, связанных со свободным избранием старческого руководства. В данном смысле старец в сознании адептов является образцом подражания, авторитетом и хранителем морально-нравственных ценностей и традиций. Моду на старчество можно охарактеризовать и как результат поверхностного восприятия данного феномена, что на практике выражалось в проповедовании лжестарческого оккультизма и утилитарно-потребительских отношений верующих к старцам.

По мнению  С.В. Рязановой,  религиозное содержание предметов при эксплуатации в быту частью православных  в современных условиях теряет по большей части свой символизм, трансформируясь в элемент магико-мифологической практики, скоординированный с религиозной системой по большей части внешне. К примеру, то кто использует свечи, зачастую не имеют представлений о смысле данного ритуала, в том числе не предают сакральный смысл подобному действию. Это характеризует беспринципность по отношению к той группе верующих, в состав которой люди претендуют войти. Зачастую к ритуалам прибегают для решения проблем, связанных со здоровьем. Подобный подход устанавливается благодаря массовым формам распространения информации, издаются книги, например: «Православное лечение пением», «Исцеление православным постом», «Православные рецепты водолечения» и другие. Образки, святую воду, освященные масла используют не только во время болезни, но и для профилактики хворей. В полном объеме магический подход проникает и в  вербальные формы культовой практики, также подчиняя их прагматическим целям и находя этому обоснование, не связанное с церковными установлениями: «Молиться необходимо только вслух».

Православие сохраняет свою актуальность как система – образ жизни, в большинстве случаев базирующаяся на автохтонную традицию. В меньшей степени – на систему канонических правил и норм. В общественной группе верующих религиозность проявляет себя слабо, находясь под влиянием историко-культурных и личностных факторов. Соответственно, в отечественной культуре больше индивидов с мышлением и поведением «православного имиджа», под которым стоит понимать следование жизненной стратегии, зависящей от православия и использующей его систему образов и категорий по формальному признаку. Допуская подобный принцип отношения к религии характерного для большинства носителей традиционной религиозности, следует говорить не о конфессиональной (вероисповедной) картине в границах современной культуры, а о наличии значительной по объему совокупности граждан, делающих свой выбор в пользу определенного образа жизни.

На примере отдельных районов нашего города, а именно Дзержинского, Центрального и Ворошиловского религиозно-обрядовое содержание жизни горожан складывается в основном в структуре православных праздников, традиции крещения, соблюдения постов. Но как показывает социологический анализ, в обрядах больше ценится его внешняя, эстетическая,  коммуникативная составляющие. Однако православные традиции сохраняются и развиваются в современном городском пространстве.

К проблемным аспектам можно отнести внешнюю характеристику обрядовости, в том числе и обращение к обрядам только в случае трудностей и оккультное восприятие некоторых практик.

В ходе авторского исследования респондентам  было предложено пройти анкетный опрос. В опросе принимали участие жители города Волгограда в возрасте от 18 и старше. Всего опрошено 50 человек, в том числе 25 женщин и 25 мужчин. Данные, полученные в ходе социологического исследования с помощью метода анкетного опроса, представлены нами в диаграммах ниже.

На диаграмме 1 представлены показатели  результатов количества опрошенных.

Диаграмма 1

Диаграмма 2 показывает процент верующих среди опрошенных респондентов

Диаграмма 2

На диаграмме 3 представлены результаты, отражающие частоту посещения православных храмов.

Диаграмма 3

Диаграмма номер 4 показывает мнение участников опроса о влияния православной обрядности на повседневную жизнь.

Диаграмма 4

Исследование показало, что опрошенные не находят негативного воздействия православной обрядности на повседневную жизнь, обратного мнения среди опрошенных не наблюдается.

Диаграмма 5

Диаграмма номер 5 отражает интерес к православной культуре среди участников опроса.

Таким образом, результаты исследования показывают, что большинство опрошенных идентифицирует себя  с православием. Более подробные результаты социологического исследования будут представлены ниже.

Автор: Александра Харитонова